Важная птица

Важная птица

Конструктор Николай Шманцев закончил работу над «Чайкой» в 1958 году. Элегантный внешний вид машины инженеры ГАЗа получили путем «творческой переработки» дизайна американских автомобилей того времени, которые были в большом почете у руководящей элиты Советского Союза.

В частности, многие элементы «Чайки» явно позаимствованы у Packard Patrician 400 и Packard Caribbean 1955 года - те же передние козырьки фар в форме арок, покатый «лоб» капота, округлая задняя часть крыши и характерные «плавники» задних фонарей.

Несмотря на плагиат, «Чайка» удостоилась награды за дизайн на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

В техническом отношении «Чайка» была самым передовым легковым автомобилем Союза. Отличный V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 195 л.с. разгонял машину до 160 км/ч. «Чайка» была великолепно укомплектована: электростеклоподъемники, радиоприемник с автоматической настройкой и самовыдвижной антенной. Коробка передач, конечно же, автоматическая. Управлялась она кнопочным селектором на торпедо.

Расход бензина совсем не беспокоил партийных боссов, поэтому даже в ТЗ, еще в начальной проработке проекта, попросту... не учитывался. В результате на сотню «Чайка» расходовала 21 литр 95-го бензина.

Новая история

Этот автомобиль, выпущенный в 1977 году, раньше возил генерала, который после развала Союза получил его в личное пользование. После смерти генерала «Чайка» перешла к его сыну, а в 1995 году ее купил челябинский предприниматель Дмитрий Черкасов.

Рассказывает Валерий Сафронов, отвечающий за машину сейчас:

- Состояние было на троечку с минусом: пороги прогнили, крылья подернулись ржавчиной, битая... Мы принялись ее восстанавливать, но в Челябинске это оказалось непросто: автомобиль три года простоял в сервисе - не могли найти нужных запчастей. Поначалу приходилось выписывать их из Москвы. Цены безумные, например передний бампер стоит 40 тысяч рублей, задний - 50 тысяч, облицовка радиатора - 22 тысячи. Правда, сейчас у меня накопилось много деталей, и я даже предлагаю их другим владельцам «Чаек». Конечно, пришлось поработать и с двигателем, в частности заменили поршневую группу.

Внешний вид машины остался оригинальным, за исключением разве что колесных дисков, зато внутри изменения немалые. Добавились перегородка между водительским и пассажирскими местами, мини-бар, аудиосистема, DVD-проигрыватель, телевизор - традиционные атрибуты современного представительского автомобиля.

Поскольку салон был в плачевном состоянии, пришлось заново перетягивать его кожей и менять переднюю панель. Зато теперь она сияет так, словно «Чайка» только-только выехала с завода: удалось достать оригинальные приборы, много лет пролежавшие на складе запчастей.

Пока при новом владельце машина пробежала немного - около 5 тысяч километров. Наверняка будет больше: осталось решить пару небольших технических проблем - и «Чайка» готова к новым «полетам».

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в