Легализуем тюнинг. Чужие

Легализуем тюнинг. Чужие

Официально процесс называется «внесение изменений в конструкцию транспортного средства», но краткости ради в обиходе именуется тюнингом.

ПРЕДЕЛ СОВЕРШЕНСТВА

Переоборудовать автомобиль можно до бесконечности, но специалисты, работающие с отечественным «сырьем», полагают, что разумный предел затрат – $15–20 тыс., включая стоимость исходного объекта. Обычно практикуют несколько уровней тюнинга, зависящих от амбиций и кошелька. Самый простой – подгонка характеристик к верхнему уровню паспортных данных. Работа сводится к устранению заводских огрехов, селективной подборке деталей и достижению оптимальных условий работы узлов и агрегатов. Повысить эффективность тормозов, например, хорошо помогает замена дисков, барабанов и колодок на импортные со специально подобранными парами трения. Еще лучше – поменять «до кучи» усилитель в паре с главным цилиндром. Важно, чтобы имплантируемые запчасти предназначались именно вашей модели, а то до беды недалеко. Во избежание необъяснимых отклонений в поведении двигателя хорошо также заменить датчики системы управления. Следуя этим путем, владелец в конце концов получит автомобиль, соответствующий рекламе производителя.

Если этого недостаточно, потребуется вмешательство в конструкцию. Многие тюнинговые компании имеют готовые пакеты услуг, пропорциональные платежеспособности клиента. Предлагаемые изменения, как правило, грамотно согласованы, из-за чего конечный продукт получается сбалансированным. Полный набор обычно включает доработку тормозов, подвески, трансмиссии, двигателя, эргономики, интерьера и внешнего облика.

Впрочем, можно растянуть удовольствие, «тюнингуя» автомобиль по частям. Это позволяет, не тратя больших денег, определить личную границу разумного. Но и здесь выработана определенная последовательность. Начинать надо с тормозов, иначе деньги, отложенные на дальнейшее усовершенствование, могут понадобиться на иные цели. И лишь построив надежное во всех отношениях шасси, стоит приниматься за двигатель.

Особо опасны аэродинамические обвесы. Итоги прочих работ легко подвести на самых обычных стендах, аэродинамика требует специализированной трубы. Столь дорогое удовольствие (и то в виде кратковременной аренды) могут себе позволить только лидеры рынка. Остальные работают «на глазок». Поэтому лучшим украшением облика может оказаться скромность.

СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Инициатива, как известно, наказуема. Чтобы избежать неприятностей, плоды тюнинга необходимо узаконить. Уклониться от нудной процедуры можно в трех случаях: при замене запчастей аналогичными импортными; если изменения уже сертифицированы заводом-изготовителем (скажем, если на VAZ 2106 установить двигатель 1500, получится модификация VAZ 21061); при покупке тюнинговой версии в автосалоне (при этом автомобиль должен иметь одобрение типа транспортного средства, то есть состоять в каталоге завода-изготовителя базовой модели). Остальным дорога – в ГИБДД. Формально это можно сделать и до, и после внесения изменений. Но лучше перестраховаться, ведь если ваш подход в ГАИ не одобрят, то жаловаться будет некому.

В присутственном месте страждущему вручат бланк заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, в котором энтузиаст изложит свои пожелания. Рассмотрев прошение, ГИБДД принимает один из вариантов решения: отказать, разрешить либо представить заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (иными словами, потребует технической экспертизы). В этом случае соискатель обращается в уполномоченную организацию – скажем, в НАМИ. Заключение, в свою очередь, содержит описание работ, рекомендации по выбору производственной базы и перечень операций, которые можно сделать самостоятельно. При сложных переделках прилагают техническую документацию. Фирмы, дорожащие временем клиента, берут часть бумажной волокиты на себя, заранее оформив заключение на объем производимых работ в виде технических условий. После этого можно приниматься за переделку. По окончании мастерская выдает собственнику заявление-декларацию об объеме и качестве работ, приложив сертификаты на использованные запчасти. Самодельщики заполняют и подписывают декларацию самостоятельно. Следующий этап – инструментальный контроль, получение диагностической карты и (наконец-то!) свидетельства, на основании которого внесут изменения в учетные данные.

Очевидно, сфера деятельности тюнинговых ателье не должна ограничиваться возней с автомобилем да торговлей аксессуарами. Кто-то же должен просветить клиента в вопросах права и помочь узаконить эксклюзивный продукт. Впрочем, наступить на горло собственной песне готовы не все. Знают, что руль малого диаметра при отсутствии усилителя, демонтаж нейтрализатора, равно как и установка гоночных антикрыльев на дорожные машины, – вне закона, а ведь продают и ставят. Что это – злой умысел или безграмотность? Чтобы проверить, как обстоят дела в этой сфере автомобильной жизни, мы посетили несколько специализированных мастерских с просьбой «добавить прыти» нашей редакционной «десятке».

ПОЛЕ ЧУДЕС

Все так называемые тюнинговые ателье (одно название чего стоит!), встретившиеся на нашем пути, условно поделим на три категории. В первую входят грязноватые сарайчики на территории разорившихся НИИ, автохозяйств и гаражно-строительных кооперативов. Поиздержавшись на халтурном ремонте, горе-мастера переключились на установку ревущих глушителей, «нулевых» фильтров и прочих аксессуаров на потеху самолюбию автовладельца. Дело прибыльное и куда менее ответственное, чем, скажем, переборка мотора. Главное – потуже надувать щеки и чаще вставлять в разговоре ключевые слова типа «дроссель», «кулиса» и «шестой ряд». Что они означают, помнить не обязательно – редкий клиент уличит вас в некомпетентности. Разумеется, ни о каких сертификатах здесь и не слышали – в тени прохладнее.

В следующей категории собрались специалисты пограмотнее. Свою стратегию они построили с учетом психологии отечественного клиента. Какой дурак (пусть даже и законопослушный) станет ходить по инстанциям, усердно собирая на себя компромат?

Вот, скажем, поменяли вам программу управления двигателем, переведя его (из-за прибавки мощности) в другую налоговую сетку. Формально теперь вместо 5 рублей за лошадиную силу надо, к примеру, выложить 15. Просто так эти деньги не возьмут, прежде надо оформить соответствующее заключение. Но стыдно тому, у кого видно, а проверка программы в перечень операций инструментального контроля не входит. Поэтому классический набор, предлагаемый в этих мастерских, предусматривает комплекс «теневых» операций: доводку двигателя, трансмиссии и ходовой в сочетании с процедурами, не требующими официальной легализации. Сюда, как уже говорилось, входит замена некоторых отечественных узлов на высококачественные импортные.

Следующий уровень – автосалоны дилеров и их придворные ателье. Кое-что предлагают в готовом виде – модный обвес, переделанные сиденья и руль, фонари Sonar (те самые, что были забракованы нашими экспертами в ЗР, 2005, № 1) и… пятнадцатидюймовые колеса! Думаете, на продажу выставлена узаконенная версия? Увы, это сыр из мышеловки – в ПТС указан обычный VAZ 2110 (11, 12, 13, 14, 15 и т. д.)! А значит, объясняться в ГИБДД по поводу несертифицированных деталей придется наивному владельцу. За доплату в салоне готовы переделать автомобиль до неузнаваемости, благо производственные мощности позволяют. Условия те же – заваренную кашу придется расхлебывать заказчику. Логика железная: нашел несколько тысяч на тюнинг, найдешь и сто долларов для ГАИ.

Как же, не попав впросак, отличить «своих» от «чужих» – произведение инженерного искусства от поделки, чей девиз «имидж в ущерб безопасности»? Рецепт до смешного прост – живите по правилам!

Подпишитесь на «За рулем» в