Первый на финише

ПЕРВЫЙ НА ФИНИШЕ

Владелец VAZ 2106, подводя итоги 50-тысячного пробега, едва сдерживал эмоции: чуть не с первой поездки мотор «подъедал» масло. Свечу первого цилиндра приходилось менять так часто, что это стало привычкой. Обращался в сервис – меняли колпачки, «помогало» в первые полчаса… Потом все повторялось. Мои парни тоже начали с обычных мер, первым делом опять-таки заменив подозрительные колпачки. Но через день клиент вернулся: снова барахлит! Получалось, мы столкнулись не с тривиальным износом какой-то детальки, а с чем-то новым. Действительно, дефект нашли… но вовсе не тот, что искали. За 40 лет ремонтной практики я такое увидел впервые. На фото 1 – стержень впускного клапана, колпачок которого особенно «критичен», если речь идет о подсосе масла в цилиндр. Откуда же эта глубокая (почти полмиллиметра) борозда? Меняя первый раз колпачок, ее не заметили, да и кто стал бы искать? Ведь клапан все привыкли считать деталью первого класса точности, а заодно и высокой чистоты поверхности. Но в наш век эти представления, похоже, устарели.

Ниже главной царапины нашли целый выводок других, поменьше. Видать, несладко жилось колпачку… Теперь мы действовали без ошибок. С новыми втулкой, клапаном и колпачком мотор заработал безукоризненно.

Услышав на ходу удары под капотом, хозяин VAZ 2111 благоразумно доставил машину «на галстуке». Сняли крышку головки – и хозяин аж присвистнул: где клапан-то? Зияет отверстие втулки… Клапан провалился в цилиндр, наверху остался толкатель с пружинами и их тарелкой. Тут еще больше удивились: в отверстии тарелки плотно сидят оба сухарика! Что за чудо… Но когда пригляделись, внутри сухариков не нашли гребешков – изношены. Осмотрев затем другие тарелки (головку разобрали), обнаружили, что на всех клапанах нет зазоров между сухариками – значит, их внутренние диаметры завышены: такие клапанов не зажимают (фото 2). Выходит, сломанный клапан просто оказался первым на финише, гребешки других сухариков тоже сильно износились. Кого благодарить, дело темное: месяца три тому назад мотор обслуживали в крупном сервисе – мало ли что могли сотворить! Не исключено, что сухарики «левые».

Головку блока мы, конечно, перебрали. Заменили разбитый поршень с подозрительным шатуном и др. В общем, дорого обошлась «наука»!

После недельного простоя мотор «Нивы» завелся на паре цилиндров и тут же загрохотал. Хозяин выключил мотор и побежал ловить буксировщик. Когда сняли головку блока, ужаснулись виду клапанов – их стержни покрывало нечто черное и вязкое, вроде битума – такого никакие пружины не сдюжат! Зависшие в открытом состоянии клапаны, конечно, погнулись…

У хозяина в канистре оставался сомнительный, как он сказал, бензин. Налив немного в плошку, мы подожгли его. Когда легкие фракции выгорели, на дне осталась уже знакомая липкая смола. Задубев, она лишала клапаны подвижности. Здесь два печальных момента: первый – таких случаев уже немало. Второй – никто не даст рецепта, как с этим бороться. Говорят, реже «попадаются» те, кто ездит ежедневно, без длительных перерывов. А панацея ли это – не факт. Жулью в России вольготно: чем оно разбавит бензин завтра, сам черт не ведает.

Подпишитесь на «За рулем» в