«белый колодец»: вторая попытка

«БЕЛЫЙ КОЛОДЕЦ»: ВТОРАЯ ПОПЫТКА

Доля правды в этом есть. Ралли-кросс в Европе – на самом деле известное состязание. Этапы чемпионата Старого Света проходят от Португалии до Скандинавии и стартуют в них десятки сильных команд с маститыми пилотами. В начале 90-х попробовали там свои силы и наши спортсмены, но без особого успеха – дорого и сложно.

Ралли-кросс – своего рода гибрид ШКГ и автокросса. При этом гонки идут по замкнутой короткой трассе, где часть покрытия – асфальт (не меньше трети дистанции), а часть – грунт. Особенность ралли-кросса и в системе заездов: квалификации в привычном представлении здесь попросту нет. По сути, это та же гонка: в одном заезде стартует по шесть пилотов, а в основной финал сразу попадают те, у кого по сумме двух мини-гонок лучшее время. К тому же учитывается не единственный «быстрый» круг, а все время заезда, так что участникам приходится выкладываться. Что касается лошадиных сил, то совсем недавно по европейским трассам и впрямь носились 900-сильные болиды, а вот ныне в угоду безопасности мощность двигателя ограничили – всего «каких-то» 600 сил с двухлитрового мотора…

Но это у них. А что у нас? Наивысший расцвет пришелся на середину 90-х, когда в Москве на Ходынском поле проложили трассу ралли-кросса и разыграли многоэтапный Кубок «Даниан». Вскоре Кубок перерос в чемпионат России – несколько этапов в Москве, один в Пензе – на автодроме «Вираж».

Все изменилось, когда Ходынку закрыли для автоспорта: чемпионат съежился до одного куцего старта в Пензе и стал своего рода «утешительной» гонкой для кроссменов. Прискорбная эта ситуация сохранялась до рождения новой трассы «Белый колодец» близ Воронежа. Ее построили в карьере, изначально только для кросса, но затем дополнили асфальтовым участком. И нынешний чемпионат страны, расширенный до четырех этапов, начался именно там.

Никаких 600-сильных монстров, конечно, не было и в помине. Самая обычная кроссовая техника – «восьмерки» (для них два зачета – молодежный Д1-1400 и взрослый Д1-1600) и «волги». Одинокая иномарка – доживающий свой век «Фольксваген Гольф» Александра Карасевича. Весьма интересен и полноприводный VAZ 21123 с двухлитровым мотором «Опель». Его собрал «вручную» титулованный тольяттинец Борис Котелло. Но – такой тоже только один… Дивизион 2, где разрешена изрядная свобода творчества и куда вхожи подобные монстры (даже раллийные WRC), населен у нас в основном все теми же «восьмерками».

Лишь немногие из пилотов – самые матерые – учли в настройках «асфальтовый фактор». А вообще, как ни странно, уютнее всего в ралли-кроссе чувствовали себя «волги». Мощные моторы ЗМЗ-406 позволяют в полной мере реализовать скоростные качества машин на асфальте.

Этап в зачете «Волга» выиграл нижегородец Александр Демидов, в финале Дивизиона 2 Котелло без труда одолел Карасевича, а в 1600-кубовом классе не было равных опытным тольяттинцам Владимиру Колесову и Алексею Иванову. Третье место в обоих зачетах – и на одной и той же «восьмерке» – занял москвич Олег Жарков.

Что делает западный ралли-кросс по-настоящему захватывающим? Высокая мощность двигателей. В России же никто не строит машины для этой дисциплины автоспорта. Ни асфальтовые участки, ни хитрая система заездов, по существу, не способны у нас создать большие различия между кроссом и ралли-кроссом. Да и присутствие асфальта порой на характер борьбы не влияет. В Воронеже в день отборочных заездов шел дождь и грунтовый участок трассы так раскис, что автомобили в нем вязли. В Европе, как правило, «грунт» означает тщательно подготовленное покрытие, обработанное пылесвязующим составом или регулярно поливаемое водой. Да и «асфальт» до блеска натирает уборочная техника. Многое решает верный выбор шин! У нас же получается грязь и тут и там…

Построить толковую трассу в Черноземье трудно, да и денег требуется много, но, главное, есть желание. Воронежскому «Белому колодцу» всего два года от роду, и верится, что спорткомплекс будет развиваться, что доведут его до подобающего уровня.

Подпишитесь на «За рулем» в