Ноль очков в вашу пользу

НОЛЬ ОЧКОВ В ВАШУ ПОЛЬЗУ

Производители этого чуда оптической техники как один обещают: повысить четкость и улучшить контрастность изображения; улучшить цветоразличение; уменьшить ослепление от света фар. И даже «улучшить восприятие внешней среды и настроения в плохую погоду путем создания эффекта «солнца»! За что им, конечно, отдельное спасибо! (Правда, мне всегда казалось, что для этого больше подходят розовые очки.)

Если вы хоть раз встречались с такими очками, то должны знать, что стекла у них желтые. Чтобы понять, как работает это столь многообещающее «волшебное» устройство, достаточно просто закончить среднюю школу, где в 11-м, наверно, классе вам объяснят, что желтый светофильтр действительно повышает контрастность изображения. За счет чего? Все очень просто. Белый свет, как известно, состоит из семи цветов, и каждый определяется своей длиной волны. Но лучи света собираются на сетчатке не в точку, а в небольшое пятно… Теперь мы «отрезаем» иные цвета, кроме близкого к желтому. В этом и есть суть светофильтра: стеклянная пластина задерживает часть спектра. В результате на сетчатке лучи света собираются почти в точку – увеличивается контрастность изображения. Это хорошо используют горнолыжники и спортсмены – стрелки по тарелочкам. Первые благодаря желтым стеклам отлично видят на фоне белого снега все неровности трассы, а вторые – летящие на ярко-голубом небе мишени.

На границе между днем и ночью, когда уже не светло, но еще не темно и все краски мира тускнеют, а образы расплываются перед глазами, искусственно увеличенная контрастность действительно может помочь. Вспомним фотографов, делающих свои шедевры в пасмурную погоду с помощью желтого светофильтра. Ну а что же видят водители? Скорей всего, если в одном месте что-то улучшилось, то в другом, напротив, стало хуже.

Это как раз касается второго обещания производителей: улучшить различение цвета. Вообще-то говоря, это звучит странно, если учесть, что мы лишились части спектра. К тому же цветовая палитра в поле зрения автомобилиста значительно более разнообразна, нежели у горнолыжника или стрелка по тарелочкам. Любой светофильтр не только ослабляет, но и преображает привычные цвета. Мы, например, не задумываемся над тем, что, глядя на светофор, нельзя тут же понять, загорелся зеленый или нет, не зная его месторасположения. Ведь, строго говоря, зеленый уже выглядит совсем не зеленым.

Так же крайне сложно идентифицировать цвет машины. Синий, зеленый, фиолетовый, вишневый – все это будет казаться темным оттенком чего угодно, но только не истинного цвета машины. Если среднестатистический шофер в желтых очках въедет на перекресток с перевернутым вверх ногами светофором, у него есть шанс уехать оттуда ногами вперед.

Все сказанное подтверждается офтальмологами и оптиками. Более того, восприятие окружающей среды через желтый фильтр человеческому глазу непривычно. Наблюдая городские пейзажи в таком цвете, наш бедный глаз может устать. При этом фокусировать зрение на неожиданно появившемся объекте он будет немного медленнее, чем обычно. А даже доли секунды на дороге могут привести к неприятностям.

Стоит сказать, что у людей после 40–45 лет зрение меняется далеко не в лучшую сторону, даже если результаты обследования у районного окулиста вас радуют. Это касается и сумеречного зрения, когда глаз плохо различает изображения в условиях недостаточной освещенности, и пресловутой «куриной слепоты», и скорости фокусировки глаза на предмете. Последнее относится абсолютно ко всем людям старше 40 лет: с возрастом хрусталик глаза дольше «переключается» с близкого объекта на дальний. Добавим сюда тот факт, что в салоне редкого автомобиля стекла очков останутся чистыми, а если еще и окна автомобиля тонированные…

Конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей глаза. Но не надо питать иллюзий, даже при том, что из всех цветов желтый меньше всего ослабляет поток света. Теперь перейдем к третьему пункту обещаний – «уменьшают ослепление, снимают блики от света встречных фар». За счет чего? Сложно представить человека, решившего надеть такие очки ночью, а ведь именно тогда нас ослепляют встречные фары. Приглушая дневной свет, ночью они погружают нас в желтоватый мрак, и управлять машиной в таких условиях более чем затруднительно. Значит, их нужно надевать в момент приближения встречного авто, а затем тут же снимать – не так ли? Впрочем, если за рулем больше нечем заняться, то, наверное, такие манипуляции полезны – по крайней мере не заснешь. Что касается утверждения «уменьшают ослепление за счет ослабления эффекта моторной зрительной памяти», то оставим его на совести авторов, возможно, они планируют произвести переворот в науке.

Тем не менее этот пункт обещаний производителей «водительских» очков, очевидно, больше всего волнует водителей. Поэтому достоверность рекламы мы проверили с помощью фокус-группы. Пять испытуемых, не знакомых с целью эксперимента, по одному заходили в кабинет, где установлен прибор, способный имитировать различную степень освещенности, контрастности, а также ослепление.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТАКОВЫ

Абсолютно все очки повышали контрастность. «Подопытные» смогли рассмотреть на таблице строчки, которых прежде не видели никогда. Однако при ослеплении оказались бесполезны, зрение одинаково падало у всех – как и предполагали эксперты.

Последние два пункта в призывах покупать «водительские» очки – из серии психологии и примитивной рекламы. Судите сами: как просто очками с желтым светофильтром (даже с далекой от законов гармонии оправой) можно «снять сонливость и утомляемость» и тем более «повысить работоспособность»?

Резюмируя все вышесказанное, приходим к выводу. Такие очки имеют смысл в сумерках – днем в этом необходимости нет. Когда солнце светит ярко, водитель всегда может опустить козырек или воспользоваться обычными солнцезащитными очками, которые, наверняка, уже есть и как вещь имиджевая подходят хозяину идеально. Ночью любые очки с затемненными стеклами – глупость в чистом виде. А если невозможность отличить один цвет от другого называется улучшением цветоразличения, то кому-то определенно пора к врачу, причем не офтальмологу. Для повышения настроения лучше съесть шоколадку или вспомнить смешной анекдот.

Изготовитель – «Алис-96»

В рекламе сообщается, что это «Федоровские очки». Однако в МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова сообщили, что никогда ничего подобного не разрабатывали и не имеют никакого отношения к любым «водительским» очкам.

Изготовитель – «Интероптика»

Несмотря на кошмарную оправу «а-ля больная муха цеце», эти очки понравились подопытным больше других. Оказалось, контрастность они повышают значительно лучше своих собратьев. К сожалению, ослепление не снимают и они. А жаль!

Изготовитель – «Спектр»

В рекламе также упоминается МНТК «Микрохирургия глаза», а значит, снова обман. Плюсом этого оптического прибора можно считать хорошую комплектацию и дизайн. То есть симпатичная коробочка, сносная оправа, милая салфеточка для протирки стекол.

Изготовитель – BBGR

Наш иностранный гость. Существенных отличий от своих отечественных конкурентов обнаружено не было. За исключением, может быть, того, что они не называли свои очки «Федоровскими» и не кивали на МНТК, как на помощника в изготовлении.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТА

Малюгин Борис Эдуардович,

доктор медицинских наук, заместитель генерального директора по научной работе МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова

В том, что такие очки действительно улучшают контрастность, сомнений нет. Остальные же пункты обещаний, мягко говоря, крайне спорны. Я как автолюбитель просто не нахожу в них смысла. Небольшой дождь вряд ли вызовет затруднения у водителей, а в сплошной ливень не помогут никакие очки. То же и с туманом. Ночью использовать их скорей опасно, чем необходимо, даже если периодически слепят фары. Можно успешно разойтись со встречным, но не заметить кого-то на своей полосе.

Конечно, все эти параметры индивидуальны. Наверно, люди, сочинявшие рекламу, думали все-таки о последствиях своих обещаний. Не удивлюсь, если вдруг найдется человек, который со всеми этими формулировками согласен, и очки действительно оказывают на него позитивное воздействие. Но для большинства людей это не так, а для отдельных групп подобное приобретение может оказаться не просто бесполезным, а опасным.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТА

Шпак Александр Анатольевич,

доктор медицинских наук, профессор, зав. отделением клиникофункциональной диагностики МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова

Если водитель считает, что ему необходимо более контрастное зрение, он вполне может использовать эти очки. За счет желтого светофильтра образцы способны отсекать вредный для глаза синий спектр, приводящий к катаракте. Но наш хрусталик с возрастом желтеет самостоятельно, и эти напасти ему не страшны. От ослепления же нас защищает сужение зрачка, а такие светофильтры будут обманывать глаза и ослаблять эту нормальную реакцию, что увеличивает попадание «плохого» солнечного излучения в глаза. Природа наделила нас достаточным количеством собственных защитных функций, и усердствовать в этом направлении не стоит. Владельцем же «автомобильных» очков могу представить себе только безумно аккуратную даму, протирающую салон автомобиля и «свою оптику» на каждом светофоре. Для остальных же приобретение станет бесполезным, заляпанные пыльные стекла моментально потеряют способность к повышению контрастности.

Подпишитесь на «За рулем» в