Динамическое равновесие

Динамическое равновесие

Однако все вышеперечисленное не имеет никакого смысла без динамиков – именно это устройство позволяет услышать и оценить результат всей кропотливой работы по установке «музыки». К счастью или к сожалению – сказать сложно, но за последние 100 лет и принцип работы, и устройство динамика не слишком-то изменились. Главной его задачей остается преобразование электрических колебаний в колебания воздуха. Конечно, применяются новые материалы, дизайн также занимает не последнее место, но суть все та же.

Тогда в чем проблема? Отсоединил колонки от домашней акустики и перетащил в машину: они ведь такие мощные и большие! Но автомобильный звук – штука более тонкая. Можно даже сказать, чувствительная – ведь именно в чувствительности и заключается первое отличие «автомобильной» музыки от «домашней». Родные стены, хоть и с трудом, но все-таки могут позволить включать одновременно бесчисленное количество музыкальных прибамбасов, пусть ценой обесточивания всего дома. Автомобиль же ограничен бортовыми 14 В. Прибавим к этому тесный салон, шум двигателя, резины и прочие гадости… Хорошей музыке, казалось бы, здесь места нет!

Побороть эту какофонию смогут динамики с чувствительностью от 87 дБ/Вт/м до 90 дБ/Вт/м. Правда, при умелом подходе верхнюю границу можно еще приподнять. Вам кажется, диапазон невелик?

Тогда расшифруем обозначения: чувствительность динамика показывает уровень звукового давления на расстоянии 1 м при прикладываемой мощности 1 Вт. Вот и получается, что при снижении чувствительности, например, на 3 дБ для достижения того же уровня звукового давления потребуется удвоить подводимую мощность. А нам это удвоение надо? И мне кажется, что не очень!

МИДБАСЫ ОТДЕЛЬНО, ТВИТЕРЫ ОТДЕЛЬНО

Динамики разделяют по размерам и назначению. Твитеры – высокочастотные динамики диаметром от 19 до 28 мм. Воспроизводящие средние (мидрейнж) и низкие (мидбас) частоты имеют диаметр от 7 до 20 см. Сабвуферы же начинаются от 20 см. Но это так, для справки. Чтоб не подсунули вам на рынке саб размером со спичечный коробок.

Кто-то посоветовал отличную коаксиальную акустику, а вы совершенно случайно и именно сегодня забыли дома толковый словарь? Не волнуйтесь, вас никто не хотел обидеть. Бывает еще компонентная акустика, и между ними, как говорится, две большие разницы!

Коаксиальная означает, что твитер (в простонародье – пищалка) находится на одной оси с мидбасом. В компонентной они разнесены в пространстве, только и всего… Короче говоря, в первом случае твитер прикреплен к мидбасу, а во втором к чему-то другому, например, к стойке ветрового стекла.

Серьезным плюсом коаксиальной акустики считают равное удаление динамиков от слушателя – в статьях о создании звуковой сцены важность этого нюанса описана в красках. А не менее серьезный минус в том, что эта звуковая сцена находится на уровне нижней части туловища слушателя. Страшного, конечно, ничего, но привычней все-таки, когда сцена на уровне глаз. Компонентная акустика дает нам такую возможность, но расстояние до слушателя от мидбаса, установленного, например, в двери, и твитера на «торпедо» приходится выравнивать весьма хитроумными способами (все они описаны в предыдущих номерах). Решить за вас, какой вариант лучше, какой хуже, никто не сможет. В конце концов, помимо музыкальных предпочтений, здесь важны еще и параметры слушателя. Если коаксиальные динамики играют значительно выше ваших колен и звуковая сцена как раз там, где вам нужно, остается только позавидовать. Это же такая экономия! Не надо разоряться на современное головное устройство, настройки временных задержек и игры звукоотражения… Особенно если вам безразличен результат.

ШЕЛК, ТИЛЛЬ И СМОЛ

Над созданием идеального динамика бьются лучшие умы. Не то что бы уже созданное ими никуда не годилось, но до идеала не дотягивает. Совершенный динамик должен ничегошеньки не весить и обладать максимальной жесткостью. Материалы для этой цели приспосабливают самые разные, но немаловажную роль играет и человеческий фактор. Речь не о том, что кто-то упер с завода очередное изобретение, а о музыкальных предпочтениях. Для желающих прочувствовать, не выходя из теплого авто, как морозным утром хрустит снежок под ногами, отлично подойдет титан, нежные трели флейты или бэк-вокал Шуфутинского наилучшим образом сыграет шелк. Алюминий, как ни абсурдно это звучит, – нечто среднее между текстилем и титаном. Майлар – самый доступный материал, динамики из него стоят недорого и музыкальных предпочтений не имеют. Особое внимание следует обращать на материал при выборе пищалок: именно они задают тон автомобильному «оркестру».

Допустим, вы уже во всем определились. Материал, размер, дизайн, вид акустики – решительно все подобрано так, как вы хотели. Думаете, все параметры учтены? Напрасно расслабились…

Забыли-то сущий пустяк: параметры акустического оформления! Параметров этих несметное количество – если будем разбираться с каждым, места под рекламу не останется. Но мир не без добрых людей, господа Тилль и Смол создали параметры имени себя, систематизируя все, что необходимо учесть. Встретив незнакомое сочетание букв в схеме у мастера автомобильной акустики, помните: Fs – резонансная частота динамика в открытом воздухе, Qts – полная добротность, Vas – эквивалентный объем. Зная эти параметры, можно рассчитать, как именно и в каком корпусе установить динамик. Актуально это в основном для сабвуфера, профессиональный «музыковед» может повысить чувствительность динамиков на 6 дБ, а это в 4 раза громче общепринятой верхней границы! Особенно изгаляться над корпусом для пищалки не имеет смыла, она из всех динамиков – ближайшая к слушателю. При установке мидбасов еще можно подумать, что лучше: бесконечный акустический экран (Free Air) или все-таки закрытый ящик. При установке сабвуфера к двум уже перечисленным способам акустического оформления присоединяются фазоинвертор (ящик с дыркой) и сложный ящик (Band Pass). При грамотном исполнении последнего чувствительность может достигать 96 дБ/Вт/м, а это уже не шутки. И цена у такого ящика получается совсем не смешной. Так что ко всеобъемлющей характеристике цена-качество стоит добавить еще и целесообразность.

Подпишитесь на «За рулем» в