Один день с министром. Жизнь в движении

Один день с министром. Жизнь в движении

]

«Видите, что творится? И так каждый день…»

В ответ на просьбу главного редактора журнала Петра Меньших дать интервью министр пригласил нас провести вместе с ним рабочий день. На одну из суббот у Игоря Евгеньевича была намечена поездка по Ярославскому шоссе. Хотел на месте ознакомиться с тем, как идут дорожные работы на трассе М8, нуждающейся в срочной реконструкции. Мы поехали с ним.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА. 10.00

Кое-как наш автобус добирается до стройплощадки, где работа кипит и в субботу — заканчивают многоярусную развязку в подмосковных Мытищах. Совещание с участием дорожников проходит оперативно, и мы отправляемся дальше по Ярославке.

— Я вижу, из нашего разговора вы поняли, в чем сегодня основная проблема, — начинает министр. — Да, да — в запутанности, неурегулированности земельных отношений! Вот вам пример — нам нужно срочно расширить мост в Мытищах, чтобы движение наконец-то «пошло», а город, областные власти и федеральный центр никак не могут решить, чья это земля! Вот уже пятнадцать лет новой России, а мы до сих пор не знаем, кто же у земли хозяин! И как, спрашивается, дороги строить? Вот мы и пытаемся сегодня навести порядок в этих отношениях.

— Сколько же времени придется ждать?

— К сожалению, правительство до сих пор не решило ряд вопросов земельных отношений. Представляете — нет даже единого порядка резервирования земель для развития транспортной инфраструктуры. А ведь говорим об этом не один год!

— Но есть ли у правительства воля решать накопившиеся дорожные проблемы?

— Есть. И конкретно у меня тоже. Сейчас вот исправляем чужие ошибки — достраиваем современные развязки в Королеве и Мытищах. Чтобы сделать это в кратчайшие сроки — снимаем людей, технику и средства с других объектов. Иначе нельзя. Сегодня тут многочасовая пробка, а завтра вообще будет «непроездная зона». Для нас эта дорога сейчас — приоритетное направление.

— Но почему же? Крупных городов все-таки здесь нет, все больше дачники. Мне кажется, есть более важные направления — скажем, на Петербург, Нижний Новгород, Ростов…

— Мы теми дорогами занимаемся, но по поводу «неважности» Ярославки скажу только одно: не согласен! Здесь самый большой подмосковный город Мытищи, здесь Пушкино, Королев… Все больше людей переселяются из столицы в пригороды — это мировая тенденция. А еще Ярославка ведет на Ярославль, Архангельск, Вологду, Иваново, Кострому, проходит через Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий… Вот оно — «Золотое кольцо» России! Сделай нормальную дорогу — по ней поедут миллионы туристов!

Мы уже изменили (впервые!) структуру федеральных средств, направляемых на ремонт и строительство дорог. Раньше на ремонт и реконструкцию тратили 25%, а с 2006 года — уже 50%. Надо немедленно «расшивать» все узкие участки на уже существующих трассах!

— Но и это требует очень больших затрат; дорожники, я знаю, всегда жаловались на нехватку средств. Может быть, огромный Стабилизационный фонд, который образовался от продажи нефти, пустить все-таки и на дороги? Я вас как члена правительства об этом хочу спросить.

— Правительство часть средств из Стабилизационного фонда переводит в инвестиционный. В следующем году — это 60 млрд. рублей. Но если бы мне сейчас сказали: «Сколько тебе надо из этого фонда — столько и бери, строй дороги» — я бы не взял. Даже имея эти миллиарды, упрешься в нерешенные проблемы — в те же запутанные земельные отношения, а значит, просто не сможешь эффективно и в сроки освоить эти деньги. У нас от решения правительства до «первого колышка» проходит как минимум два года. Причем полгода — только на то, чтобы разобраться, чья земля. Считаю отсутствие механизмов реализации постановлений и решений — одной из основных проблем федеральной власти. К сожалению, и не все решаемые в дорожной сфере вопросы находятся в ведении Минтранса. Мы предложили правительству передать полномочия государства по урегулированию земельных и имущественных отношений, касающихся дорог, нашим федеральным агентствам. Пока не получается. Как только решим вопрос — двинемся и дальше, и быстрее.

— Ваш прежний опыт работы в бизнесе пригодился на новом месте?

— В бизнесе я был «заточен» на результат. Есть цель — надо найти пути, как ее достичь. Теперь, работая в министерстве, пытаюсь упростить те правила, убрать те барьеры, которые преодолевал недавно и которые мешали нормально работать. Пока не все получается — государственная машина разворачивается очень медленно, а время уходит. И те пробки, которые мы видим, в которых стоим — это уже фатальность.

В ДВИЖЕНИИ. 11.00–12.00

За Пушкином трасса становится свободнее, да и качество ее сносное. Наш автобус на хорошей скорости движется в сторону границы Московской и Владимирской областей, где строится новый участок трассы.

— А с каким министерством вам, Игорь Евгеньевич, проще всего работать в правительстве?

— Проще всего с Министерством обороны, потому что все свои молодые годы прослужил в вооруженных силах (смеется). Так что душа моя там… А если серьезно, то чаще всего приходится общаться с Министерством экономического развития и торговли. И если мы хотим чего-то добиться, то только объединяя свои усилия с МЭРТ.

— А с МВД? На ваших дорогах работает самое известное подразделение этого министерства — ГАИ, и к нему, кстати, у наших сограждан больше всего претензий...

— С 2006 года начнет действовать федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения. Она находится в ведении МВД, а Минтранс — один из ее участников. Вместе будем решать, как снизить аварийность в тех местах, где сегодня ДТП особенно часты. В самой ГИБДД будет меняться структура, и, надеюсь, она выйдет на уровень современных требований. В первую очередь нужно лучше оснащать эту службу технически. Отслеживать и фиксировать нарушения ПДД должна современная аппаратура, а вот многочисленные посты ГАИ с дорог надо убрать. Сейчас при разработке проектов платных дорог мы предусматриваем все необходимое техническое оборудование, радары и видеокамеры, и никаких постов. Должны быть дежурные экипажи ДПС — и все. Одна из наших главных претензий к ГИБДД — это избыток ее представителей на дорогах.

Считаю, государство очень мало внимания уделяет безопасности дорожного движения. То, что у нас в год на дорогах гибнет 35 тысяч человек и еще 250 тысяч получают травмы — само по себе ужасно, а если учесть еще нашу демографическую ситуацию? Федеральная целевая программа «Безопасность дорожного движения» — это очень хорошо, но очень мало. Я, вообще-то, сторонник того, чтобы передать ее не МВД, а Минтрансу — у нас больше ресурсов. Строительство и содержание дорог без учета безопасности движения — это ненормально. Уверен, что именно Минтранс может и должен комплексно заняться решением этих проблем. Пока наше предложение не принято. Посмотрим, как МВД справится с реализацией этой целевой федеральной программы; мы в любом случае будем активно помогать.

— Мне кажется — и журнал об этом давно пишет — что МВД и ГИБДД взяли на себя часть несвойственных функций. Зачем милиционерам заниматься регистрацией транспорта или техосмотром?

— Мы уже предложили передать Минтрансу технический контроль за состоянием автотранспорта. У нас развитая сеть транспортных инспекций, где работают специалисты. И регистрацию автомобильного транспорта — тоже. Но МВД, естественно, эти функции отдавать никому не хочет. Все зависит от воли правительства. Надеюсь, мы этот вопрос решим…

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА. 12.10

Мы обогнули старинный Сергиев Посад и по трассе М8 подъезжаем к конечной цели нашего маршрута — границе Московской области. Здесь шоссе уже двухполосное и километров двадцать тянется по Владимирской области, то поднимаясь на очередную крутую горку, то спускаясь в низину. Место это известно тем, что то и дело тут возникают огромные пробки. А еще — местными гаишниками, которые прячутся по кустам и азартно ловят тех, кто обгоняет по «встречке» медленно ползущую на подъем колонну грузовиков. Сейчас в обход старой дороги быстрыми темпами строится новый, скоростной участок. Первый отрезок уже готов — отличного качества четырехполосное шоссе с разделительным заграждением посредине.

Мы выходим из автобуса. Левитин осматривает все вокруг:

— Красота-то какая! И сама дорога, и лес рядом… Если такая будет везде, в хорошую погоду сюда за час можно будет из Москвы добраться. Представляете, вся дорога на Ярославль может быть 1-й категории! А когда в следующем году сдадим мост через Волгу, в обход города, — откроется сквозная скоростная трасса до самой Вологды…

— Что у вас на этом участке? — это уже министр обращается к командиру дивизиона ГИБДД, который обслуживает Ярославское шоссе.

— Главная проблема здесь, особенно зимой — многокилометровые заторы. Занесет на склоне фуру — и все, движение стало. Однажды несколько часов в пробке просидел сам святейший Патриарх. Очень нужна объездная дорога!

— А можно найти инвестора для долевого участия в строительстве этого участка? — министр обращается к руководителям дорожной отрасли. — Думаю, его можно сделать платным…

— Мы разрабатываем варианты, обсуждаем возможные доли государства и инвесторов в предполагаемом проекте, — объясняют дорожники. — Чтобы привлечь компании, хотим предложить им в одном пакете несколько перспективных участков автодороги «Холмогоры».

Левитину такой вариант нравится.

— Эту дорогу можно сделать первоклассной, — считает он, — не когда-то в далеком будущем, а уже за полтора-два года… Представляете, из Москвы до Ярославля за два с небольшим часа! Я уверен: сразу, как только заработает новая дорога, появится вокруг инфраструктура…

— Игорь Евгеньевич, а самому хоть иногда удается сесть за руль?

— Только в воскресенье. Вожу машину с удовольствием! Вот в Сочи проехал в 21-й «Волге» нашего президента — очень понравилось (смеется). Хорошая машина, в прекрасном состоянии.

— А свой автомобиль у вас есть?

— Да, «Мерседес» С-класса. Для моей небольшой семьи это очень хорошая машина. А первыми моими автомобилями были два подряд VAZ 2104, о которых вспоминаю с нежностью. Сколько вместе проехали, сколько грузов перевезли, особенно когда дачу строил в Подмосковье, — не сосчитать. «Четверка» — это моя первая любовь…

…Еще одно рабочее совещание на дороге, тоже короткое, и министр собирается обратно, в столицу. Сегодня у него еще плановая встреча с министром экономразвития Германом Грефом, а в самом начале будущей недели — рабочая поездка по нескольким регионам России. В четверг, как всегда, — заседание правительства, а в пятницу — лететь в Армению и Грузию. И так — каждый день. Жизнь — в движении.

Игорь Евгеньевич Левитин

Родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково Одесской области. В 1973 году окончил военное училище железнодорожных войск и военных сообщений в Ленинграде (специальность — инженер путей сообщения), а в 1983-м — Военную академию тыла и транспорта. Полковник запаса. С 1996 по 2004 год работал в ЗАО «Северстальтранс» (с 1998-го — заместитель генерального директора). Курировал транспортное машиностроение, железнодорожные и морские перевозки. Девятого марта 2004 года назначен министром транспорта Российской Федерации. Женат, имеет дочь.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии