Экспертиза охлаждающих жидкостей. С пеной у радиатора

Экспертиза охлаждающих жидкостей. С пеной у радиатора

– Да поймите же, я сознательно выпускаю «Тосол» с температурой замерзания минус 37–38 градусов, а не 40! Это не брак, не сбой в производстве – это политика, которая позволяет давать качественный, но недорогой продукт. Мы работаем на массовый рынок!

Что и говорить, веский аргумент. Однако мы, проведя экспертизу, запаслись не менее вескими доводами…

ХОРОШУЮ РЕЛИГИЮ ПРИДУМАЛИ…

В самом деле: что считать качественной охлаждающей жидкостью (далее ОЖ)? Хотя все мы привыкли к температуре начала кристаллизации минус 40° и именно ее считает нормой старый советский ГОСТ, есть масса зарубежных производителей, предлагающих минус 36° или минус 38°.

Даже если на улице жахнет сорок пять мороза, с машиной ничего страшного не случится – смесь воды с этиленгликолем превратится в гель, а не в ледышку. Выходит, в том, что ОЖ не дотягивает до минус 40, нет повода для беспокойства?

Старый советский ГОСТ оговаривал, в какой степени ОЖ имеет право пениться, насколько может быть агрессивна по отношению к металлам, используемым в конструкции двигателей. Но ведь сегодня эти стандарты не обязательны для выполнения – производитель вправе руководствоваться техническими условиями собственной разработки. Стало быть, некоторое отклонение от требований действующего когда-то стандарта – совсем не криминал?

Следуя такой логике, недолго прийти к выводу, что под видом «Тосола» можно продавать и водопроводную воду! Главное – записать в свои собственные технические условия температуру замерзания – ноль, а кипения – 100 градусов по Цельсию. Потом нанести на канистру номер ТУ – кто знает, что зашифровано за десятком цифр, – и продавай смело! Не согласны? Ищите аргументы – мы готовы помочь.

ЗА ФИГОЙ В КАРМАН

Одним из первых параметров у охлаждающих жидкостей проверяют плотность. Ее часто используют для косвенной оценки температуры начала кристаллизации или концентрации этиленгликоля, но, опять же, косвенно.

Почему так? Во-первых, гликоли бывают разные, во-вторых, мало ли что попало в ОЖ, кроме гликоля. Известны случаи, когда изготовители контрафактной продукции поднимали плотность ОЖ самыми разными химикатами в расчете на то, что их дрянь пройдет именно эту банальную проверку.

В общем, для одиннадцати образцов российского производства, приобретенных редакцией в розничной сети (см. фото), специалисты, проводившие исследования, определили, кроме плотности, две температуры перегонки и прямой проверкой установили температуру начала кристаллизации. Как и первое, любимое всеми испытание, эти тесты подтвердили: кое-кто отнесся к необязательным ныне требованиям старого ГОСТа «философски». Дескать, а не послать бы их куда подальше…

Однако больше всего на этот раз удивило другое: сразу несколько образцов показали температуру застывания минус 48–49°С! Сколько бы нам ни объясняли, что это сделано специально «по просьбам трудящихся»… Как там говорил Станиславский?

Кстати, два продукта плотностью 1,073 показали температуру начала кристаллизации минус 40 и минус 48°С – каков разброс! Так что причина «чуда» – скорее неожиданно высокое качество гликолей, нежели их высокая концентрация (ведь почти все производители ОЖ покупают гликоли на стороне).

Такой «положительный» пример весьма красноречиво говорит о стабильности (или нестабильности?) производств.

В связи с этим возникают опасения, что до уровня некоторых импортных продуктов, в том числе имеющих пятилетний ресурс, нам далековато. Примерно как до Луны пешком.

СЛОВНО ПИВО ПЕННОЕ

Для популярного алкогольного напитка пена – важная составляющая качества. Или, как минимум, часть ритуала его употребления: нет пены – нет пива.

Для охлаждающих жидкостей – наоборот. Чрезмерное пенообразование ухудшает свойства ОЖ как теплоносителя, а в долгосрочной перспективе грозит серьезными проблемами с двигателем.

Поэтому среди эксплуатационных параметров охлаждающих жидкостей есть и вспениваемость. Как правило, при использовании стандартного для производителей пакета присадок объем пены укладывается в норму. Не припомню, чтобы предыдущие наши проверки выявляли такие проблемы, как в этот раз. Сразу у трех из одиннадцати проверенных образцов вспениваемость оказалась настолько высокой, что ее не удалось определить – пена полезла через края пробирок (почти как пивная)! Специалисты предположили, что антипенных присадок в «несчастливых» образцах просто не было. Жаль!

МОМЕНТ ИСТИНЫ

Высокая коррозионная активность ОЖ способна подписать мотору смертный приговор.

На нашей памяти – случаи превышения гостовских норм до 30 раз, а сегодня... А сегодня – всего в девять! Подчеркну: в девять раз, а не на девять процентов! Такое превышение нормы, пусть и необязательной для исполнения, зафиксировано у одного из образцов при проверке коррозионной активности по отношению к алюминию. Всего в требования советского ГОСТа 1989 года по коррозии не уложились четыре образца. А с учетом выпадов по температуре начала кристаллизации и пенообразованию – шесть образцов, то есть большая часть испытанных. Признаюсь, такого провала не припомню. Вольно или невольно связываешь это с изменившейся системой сертификации. Производители быстро поняли свою выгоду – на канистре одного из названной шестерки уже успела появиться надпись «Не подлежит обязательной сертификации».

Однако у нас память достаточно долгая. Мы не вправе требовать от тех, кто делает ОЖ, чтобы их продукция полностью уложилась в нормы прежнего ГОСТа, но читателям настоятельно рекомендуем «устаревшие» требования в качестве руководства. Ведь с каких бы философских позиций ни смотреть, очевидно, что высокая коррозионная активность – плохо, а низкая – хорошо, высокая температура начала кристаллизации – плохо, а низкая – хорошо. Вопрос, как видите, совсем не философский.

КАКОГО ЦВЕТА?

Многие технические жидкости из соображений безопасности окрашивают. Цвет, который предпочитает изготовитель, никак не связан с качеством охлаждающей жидкости, ее сроком службы и другими параметрами. Совпадение цвета ОЖ разных производителей ничего не говорит о совместимости продуктов, а изменение их цвета в процессе эксплуатации не является однозначным сигналом к замене. Последнее – результат старения красителя, а не пакета присадок, содержащихся в ОЖ. Обычные «тосолы» необходимо менять через два года, и лишь немногие импортные продукты (далеко не все) могут служить пять лет.

Увеличенный срок службы таких ОЖ всегда указан на этикетках.

Подпишитесь на «За рулем» в