Ралли Barum: Национальная гордость

Побывав на чешском этапе Intercontinental Rally Challenge, Вадим Никишев не только стал свидетелем борьбы в перспективной серии, но и перенесся в прошлое.

200911231147_16

200911231147_16

Ралли — очень интересный вид автоспорта... если смотреть его по телевизору: развалился в кресле, а тебе показывают самые интересные моменты борьбы. Планы изнутри поворота и снаружи, записи из салонов боевых машин, прыжки с трамплина, вертолетная съемка… В реальности все не столь комфортно: ночной спецучасток, проложенный прямо по улицам городка Злин, утром сменяется лесным допом. Рассветная свежесть перетекает в дневную жару, и вслед за гонщиками люди с фотокамерами перемещаются на очередной спецучасток — на этот раз в чисто швейковскую деревушку.

Само действо выглядит так: ты стоишь за линией ограждения, ловя на себе неодобрительные взгляды персонала трассы. Вот вдали слышится надсадный рев, очередной автомобиль стремительно оттормаживает перед ретардером — и, сопровождаемый очередью из спортивного глушителя, уносится прочь. Минута — и все повторяется. О ходе борьбы судишь по косвенным признакам: не увидел знакомую машину — значит, экипаж где-то «убрался» или сошел по техническим причинам. Результаты становятся известны постфактум, когда переезжаешь на очередной доп.

«Лада ВФТС», незаслуженно забытая на родине, до сих пор пользуется популярностью среди пилотов Восточной Европы.

«Лада ВФТС», незаслуженно забытая на родине, до сих пор пользуется популярностью среди пилотов Восточной Европы.«Лада ВФТС», незаслуженно забытая на родине, до сих пор пользуется популярностью среди пилотов Восточной Европы.
«Лада ВФТС», незаслуженно забытая на родине, до сих пор пользуется популярностью среди пилотов Восточной Европы.

К его началу мы успели заранее, перед проходом «нулей» (они не участвуют в зачете и утюжат трассу перед «каналом» — боевыми экипажами). Звук первого из них сразу насторожил: это не вой высокооборотных атмосферников зачета IRC, не «строчка» выхлопа турбомоторов группы N, а… Точно! «Нулем» шла раритетная «Шкода-130 RS».

Ралли «Барум» отсчитывает историю с 1971 года, когда в окрестностях Злина собрались любители-энтузиасты. В следующем году на дорожки вышли уже участники чемпионата тогдашней ЧССР. В эти годы в стартовых списках значились преимущественно шкодовские модели — 100, 110 и 120. Схема проведения несколько отличалась от принятых ныне — в основном это были спринты и параллельные гонки, кстати, удобные для зрителей. Но даже тогда многое решала не только скорость на отдельных участках, но и надежность на всей дистанции. Горные серпантины на границе со Словакией, лесные допы, ночные спецучастки и асфальт вперемежку с гравием — таким было ралли «Барум». Уже в четвертом сезоне на старт вышли ставшие сейчас легендарными Вальтер Рёрль и Франц Виттман. Да и техника повзрослела: «Рено-Альпин», «ФИАТ-131 Абарт», «Порше-911 SC» и те же «шкоды-130 RS». Именно на такой норвежский гонщик Джон Хогланд одержал три победы — в 1976, 1979 и 1980-м.

Знакомство Жени Новикова с «Фабией-S2000» состоялось лишь накануне гонки. Однако наш пилот ехал очень достойно, и, если бы не досадная поломка, мог финишировать в первой шестерке.

Знакомство Жени Новикова с «Фабией-S2000» состоялось лишь накануне гонки. Однако наш пилот ехал очень достойно, и, если бы не досадная поломка, мог финишировать в первой шестерке. Знакомство Жени Новикова с «Фабией-S2000» состоялось лишь накануне гонки. Однако наш пилот ехал очень достойно, и, если бы не досадная поломка, мог финишировать в первой шестерке.
Знакомство Жени Новикова с «Фабией-S2000» состоялось лишь накануне гонки. Однако наш пилот ехал очень достойно, и, если бы не досадная поломка, мог финишировать в первой шестерке.

Поскольку ралли «Барум» входило в календарь Кубка Дружбы соцстран, с европейскими пилотами боролись и наши на «москвичах» и «ладах». И, надо признать, вполне успешно!

А потом на трассу вышли автомобили групп А и В вроде мощной «Шкоды-130 L», «Рено-5 Турбо» или «Ауди-Кваттро». В начале 1990-х ралли «Барум» присвоили коэффициент 10, что сильно увеличило его привлекательность для европейских звезд. В ХХI веке чешский этап с коэффициентом 20 стал одним из самых значимых в Кубке Европы. Правда, продукты национального автопрома Чехии смотрелись уже не так выигрышно. К тридцатилетию «Барума» Роман Креста на «Шкоде-Октавия WRC» смог преподнести землякам сюрприз, выиграв это ралли, но «Фабия WRC» в мировом первенстве не блистала, и раллийную программу свернули до появления серии Intercontinental Rally Challenge. Официально заводская «Фабия» нынешнего поколения в спецификации IRC появилась на трассах в прошлом году и уступала «фиатам» и «пежо». Зато сейчас оказалась самой свежей моделью, которую излечили от неизбежных детских болячек, — и претендует на первые места.

Когда-то гоночные «шкоды» были серьезными соперницами известных мировых марок. Сейчас они участвуют в раритетном Star Rally, а их преемница «Фабия» успешно выступает в IRC.

Когда-то гоночные «шкоды» были серьезными соперницами известных мировых марок. Сейчас они участвуют в раритетном Star Rally, а их преемница «Фабия» успешно выступает в IRC.Когда-то гоночные «шкоды» были серьезными соперницами известных мировых марок. Сейчас они участвуют в раритетном Star Rally, а их преемница «Фабия» успешно выступает в IRC.
Когда-то гоночные «шкоды» были серьезными соперницами известных мировых марок. Сейчас они участвуют в раритетном Star Rally, а их преемница «Фабия» успешно выступает в IRC.

…Следом за «нулями» промчался лидер гонки. Как и много лет назад, ее возглавил чешский пилот на чешской машине — Ян Копецки за рулем «Фабии»; он и стал победителем ралли «Барум». А вот единственный наш соотечественник Евгений Новиков сошел с трассы по техническим причинам. Впрочем, и он пилотировал не российский, а чешский автомобиль — в отличие от тех времен, когда Кубок Дружбы выигрывала сборная СССР.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии