Следствие ведет ЗР. Дело об исчезнувшем страхователе

Следствие ведет ЗР. Дело об исчезнувшем страхователе

От столкновения автомобиль Александра отлетел в кювет. Сам он, к счастью, не пострадал, но на почти новенькую «девятку» страшно было смотреть. Правда, в первую минуту Александр даже и не думал о своей изуродованной машине – он бросился к «Жигулям», которые отлетели в другую сторону и пострадали от столкновения еще больше. Автомобиль походил на кучу металлолома, а его водитель, не двигаясь, сидел в машине. Может, ему нужна срочная помощь?

Как оказалось, помощь врача ему действительно была нужна, но только не хирурга, а… нарколога. Виталий Б., находившийся за рулем «жигуленка», был настолько пьян, что даже не мог вылезти из машины. Тем не менее, собравшись с силами, сказал, что виноват и все оплатит.

Александр, естественно, ему не поверил и поинтересовался для начала полисом ОСАГО. Полис оказался на месте. Успокоившись, Ш. вызвал сотрудников ГИБДД, которые приехали часа через полтора и оформили происшествие. Виновник аварии ничего не отрицал. Даже написал расписку, что выплатит сумму, необходимую для ремонта, если в страховой компании возникнут проблемы. Словом, Александр хоть и уехал домой на эвакуаторе, но с полной уверенностью, что со страховкой у него проблем не будет.

Через несколько дней Александр и его отец, собрав необходимые документы, поехали в страховую компанию МАКС с заявлением о возмещении ущерба. Сумма, по оценке экспертов, набежала немаленькая – аж 93 559 рублей. Хорошо «пошалил» Виталий! И это только за ремонт «девятки»… В компании обещали дать ответ, как и положено по закону, в течение 15 дней. Ответ пришел через месяц – в нем был отказ! Страховая компания сообщала, что виновник аварии не вписан в полис, а значит, не является лицом, застраховавшим свою гражданскую ответственность. На этом основании и отказали.

Александр не ожидал такого поворота событий и сразу поехал в ГАИ, чтобы лично увидеть злополучный страховой полис. Как оказалось, в ГИБДД его нет – известен только номер. Тогда Ш. поехал в свою страховую компанию, но и там отказались показать полис. Не положено, мол. Оставалось обратиться к обидчику, благо тот написал соответствующую расписку. Но и здесь его ждал вежливый отказ! Видимо, проспавшись, Б. трезво оценил ситуацию и решил: если есть такая возможность, лучше ущерб не возмещать. При этом клятвенно заверял, что в страховой полис вписан, и это смогут подтвердить в Ногинском филиале компании МАКС.

Пришлось ехать в Ногинск, где в местном филиале полис тоже не показали, а посоветовали обратиться в основной офис. Как все-таки повезло нашему герою, что головной офис компании находится в его родной Москве, а не, скажем, во Владивостоке! Непонятно только, зачем надо вводить в качестве одного из обязательных условий для страховых компаний, работающих в этой сфере, наличие представительств во всех субъектах Федерации, если по любому вопросу отсылают в головной офис! Между тем и там его ждал неласковый прием. Не добившись ответа, Александр обратился к нам.

ПОНАДОБИЛСЯ ГОД…

Когда Дума принимала Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», автовладельцам сулили безоблачную жизнь, но получилось «как всегда». Чтобы добиться возмещения ущерба, потерпевший обязан собрать кучу бумаг в ГАИ, представить их в страховую компанию, дождаться там эксперта, который осмотрит автомобиль, составит акт осмотра и сделает калькуляцию. По закону на это отводится 15 дней, но страховые компании редко укладываются в отведенный срок. Не говоря уже о том, что суммы, которую они готовы выплатить, зачастую не хватает на полноценный ремонт автомобиля. Вот и вынуждены потерпевшие искать правды в судебных инстанциях…

Когда мы ознакомились с материалами дела, то решили обратиться в суд с исковым требованием о возмещении материального ущерба непосредственно с виновника аварии, а страховую компанию привлечь в качестве третьего лица. Для этого необходимо было все-таки убедиться, вписан в полис виновник ДТП или нет: одно дело взыскивать деньги с того, у кого за душой ничего, кроме разбитой «копейки», нет, а другое – со страховой компании. Наше исковое заявление мы направили в Ногинский суд.

Первое слушание было назначено через два месяца. В судебном заседании адвокат виновника аварии представил оригинал полиса страхования гражданской ответственности, куда действительно был вписан Виталий Б.! Только вот запись была сделана другой пастой и иным почерком, при этом отсутствовал штамп страховой компании, подтверждающий внесение изменений в полис. За это и уцепились страховщики: «Изменения были внесены виновником аварии самостоятельно и потому недействительны». Значит, деньги платить не надо. Ответчик же настаивал на том, что изменения вносил страховой агент в Ногинском филиале страховой компании. Суд обязал последнюю предоставить из Ногинска документы, подтверждающие или отрицающие этот факт.

Судебные заседания несколько раз откладывались. Сначала заболел ответчик (излюбленный прием затягивания процесса), затем судья был занят в другом процессе. Дело принимало затяжной характер, и мы уже не рассчитывали, что оно закончится в течение года. Но тут позвонили из страховой компании…

Оказывается, виновник аварии был действительно вписан в полис, только Ногинский филиал или не поставил об этом в известность основной офис, то ли сделал это не так, как положено. В общем, нам предложили заключить мировое соглашение, не дожидаясь решения суда: страховая компания производит полную выплату, необходимую для ремонта автомобиля (плюс расходы на составление калькуляции), а мы отказываемся от остальных требований. При этом деньги компания готова выплатить тут же. Александра такое предложение вполне устроило (лучше синица в руках, чем журавль в небе), и уже на следующий день он получил деньги. На судебном заседании, которое состоялось через несколько дней, мы отказались от исковых требований.

К чему мы рассказали эту историю? Прежде всего, чтобы на отдельно взятом примере показать еще раз несовершенство системы ОСАГО. Александр получил возмещение ущерба без малого через год (!) после ДТП, и, как показывает наша практика (к нам поступает много подобных обращений), это далеко не единичный случай.

Если предположить, что виновник аварии действительно не был вписан в полис, то почему потерпевший должен обращаться в суд, терять время и деньги? Может, следует выплатить ему то, что причитается, из резервного фонда страховых компаний? После того как законодатели внесли изменения в Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», из этого фонда можно возместить вред, причиненный здоровью потерпевшего, лицом, которое не застраховало ответственность либо скрылось с места ДТП. Достаточно обратиться в Российский союз автостраховщиков (РСА). Такой вариант в компании МАКС Александру не предложили…

Пока из этого фонда автовладельцы могут получить возмещение материального ущерба только в случае, если виновник застраховал свою ответственность в страховой компании с отозванной лицензией либо обанкротившейся. Возможно, законодатели в скором времени смогут решить и эту проблему, но пока потерпевшим приходится обращаться в судебные органы, чтобы защитить свое право на возмещение ущерба. Популярности новому Закону это не прибавляет.

Подпишитесь на «За рулем» в