На дне: продажи за III квартал

Падение продаж продолжается пятый квартал подряд. Производство автомобилей сократилось почти в три раза. Со второго Россия откатилась на пятое место в Европе. Не правда ли, эти мрачные сводки чем-то напоминают знакомое со школьной скамьи начало горьковской пьесы: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой…” Жуть!

Статистика и впрямь складывается удручающая. Сбыт легковушек иностранных марок начал падать зимой 2008-го и теперь установил абсолютный анти-рекорд: в июле–сентябре продано на 59,2% меньше, чем годом раньше. Мало того, если второй квартал оказался на 8,5 процента хуже первого, то в третьем темп падения даже увеличился: -11,9%. И все же вряд ли стоит посыпать голову пеплом. Это осмеянные еще сто лет назад буревестником революции гагары и глупый пингвин пусть робко прячутся в утесах, мы же попробуем разглядеть в мрачной картине позитив.

Во-первых, три четверти фирм, входящих в первую двадцатку, сумели показать результат лучший, чем в среднем по рынку, – можем, значит, если захотим. Во-вторых, лето – начало осени и в лучшие-то годы считалось временем не самым горячим для автодилеров. Скажем, в годы бума, в 2003–2007-м, когда ежегодный прирост составлял 60–80 процентов, в июле–сентябре он падал до 1–8%. Поэтому в нашей таблице крупнейших зарубежных продавцов мы ввели отдельную колонку, показывающую динамику по сравнению со II кварталом. Обратите внимание на результаты “Киа”, “Мицубиси”, БМВ, “Мерседес-Бенца” и “Сузуки”, сумевших значительно поправить свои дела.

“РЕНО-ЛОГАН” по-прежнему лидирует в малом классе, вдвое опережая ближайшего преследователя

За счет чего? Наиболее характерен пример корейской фирмы. Не зря же едва ли не каждая ее модель признается экспертами “Купи авто” наиболее выгодной покупкой в своем классе и ценовом сегменте. Покупатели сразу это чувствуют. Взгляните хотя бы на достижение “Сида”, впервые пробившегося в десятку лучших в абсолютном зачете. Мало того, даже выводя на рынок новые машины, в “Киа”, в отличие от многих конкурентов, сопровождают премьеру очень соблазнительными прайс-листами. Наверняка показатели компании были бы еще выше, если бы не остановка завода в Ижевске, где собирают “Спектру” и “Соренто”.

В целом же за три “отпускных” месяца ситуация в двадцатке изменилась незначительно. “Рено” обошла “Ниссан” и “Тойоту”, да “Мицубиси”, уж очень многое растерявшая еще в январе–марте, наверстывая упущенное, рванула с 13-го на 9-е место и вытеснила из десятки “Опель”.

Никаких явных сюрпризов и в хит-параде самых продаваемых моделей. Есть, правда, одна деталь, которую не сразу заметишь. Продажи “Ланоса” в России завершились, и украинский “Шевроле” вполне ожидаемо опустился на строчку вниз, уступив “Матизу”. Однако если прибавить 3680 машин “ЗАЗ-Шанс” – по сути, ведь это тот же автомобиль, но с мелитопольским мотором и стоит еще дешевле, – то супермини из Запорожья потеснит с бронзовой ступеньки пьедестала самых популярных своего теперь уже бывшего однофамильца “Лачетти”.

В бизнес-классе у “ТОЙОТЫ-КЭМРИ” все так же нет конкурентов. Но вот в абсолютном зачете она откатилась с 10 на 12 место

И это опять-таки факт показательный. Да, с одной стороны, во время кризиса заметно улучшили свое положение фирмы, специализирующиеся на дорогих, имиджевых моделях – обратите внимание на бравурную статистику большой немецкой тройки. Оно и понятно: поговорку “пока толстый сохнет, худой сдохнет” русский народ придумал как будто специально для толстосумов в период кризиса. Но, с другой – средняя цена купленного автомобиля в России существенно снизилась: с $22 500 до $19 000. Предпочтения наших соотечественников вынужденно сместились в сторону менее престижных моделей, дешевых версий, бедных комплектаций.

“НИССАН-КАШКАЙ” продается лучше всех полноприводных моделей иностранных марок. И даже обе “Нивы” не намного популярнее

Вот тут-то наконец и подоспела так давно обещанная, столь широко разрекламированная и жизненно необходимая всем нам – покупателям, продавцам и банкам – правительственная поддержка. После либерализации в августе условий госпрограммы льготного кредитования резко увеличилось количество займов на приобретение автомобилей. В мае–июне число таких авто-кредитов составляло в среднем 5–6 тысяч в месяц, в сентябре достигло 9 тысяч. Скажем, из сорока тысяч “Фокусов” по этой программе куплено почти 9 тысяч. А в Минпромторге рассчитывают до конца 2009-го выйти на запланированный объем в сто тысяч займов в год. Это означает по 20 тысяч льготных кредитов в каждый из месяцев IV квартала, не меньше.

Кроме того, удешевление средней покупки означает снижение суммы обычных, не льготных кредитов – с 700 тыс. руб. до начала кризиса до 500 тысяч к середине года. Вот тут-то банки, минувшей зимой до предела ужесточившие условия, и начали постепенно “оттаивать”. В III квартале ставки мало-помалу снижались – с 22 до 13–17%. И тут же доля кредитных продаж пошла вверх, достигнув в среднем 18–20%.

Все это вместе взятое означает, что на дне мы уже побывали. И теперь будем двигаться только вверх. Впрочем, как говорят литературоведы, Максим Горький на протяжении жизни по-разному относился к своей мрачной пьесе и ее героям – обитателям ночлежки.

Россия - рынок ключевой

О перспективах развития автомобильного рынка Европы и России нашему корреспонденту рассказывает вице-президент по продажам “Мазда Мотор Юроп” Филипп Уоринг.

– Полгода назад вы говорили, что выход из кризиса – дело многих лет. Меж тем в конце лета стали слышны голоса, что худший для автопромышленности период миновал. Вы согласны?

– Несмотря на прогнозы разной степени позитивности, я уверен, что дно по-прежнему видно более чем хорошо. Нужно быть законченным оптимистом, чтобы думать, будто кризис уже пройден. Я же скорее реалист, нежели оптимист, и потому склонен полагать, что экономике предстоит просидеть на дне еще года два. А в целом рынок будет восстанавливаться не менее пяти лет. Однако в России ситуация может иметь несколько иной оборот, поскольку страны с растущей экономикой ведут себя иначе и развиваются быстрее. К тому же Россия очень богата нефтью, которая играет далеко не последнюю роль в формировании экономики. Определенно, у вас есть все шансы на быстрое восстановление.

– Вскоре начнутся продажи обновленной “Мазды-CX-7”. Львиная доля европейских продаж этого кроссовера приходилась на Россию. Однако, существенно подорожав, он здорово сбавил в популярности. Возможно, появление безнаддувного мотора на “семерке” помогло бы улучшить продажи?

– Такого двигателя у CX-7 не будет. Но давайте поговорим о цене. По сравнению с докризисными временами рубль упал на 30–40%, и мы были вынуждены искать компромисс между конкурентоспособной ценой и рентабельностью. Нашей задачей стала необходимость поддерживать продажи на определенном уровне, чтобы дать возможность работать дилерам. Понятно, что рано или поздно рубль окрепнет, и тогда ценовая политика естественным образом изменится. Я предполагаю, что нечто подобное произойдет уже через год-полтора.

– Новая “Мазда-3” также заметно дороже предшественницы, и прогнозируемые объемы продаж пока весьма скромны. Меж тем российское представительство “Мицубиси” недавно возобновило поставки “Лансера” предыдущего поколения по весьма привлекательной цене. “Мазда” могла бы предложить нашему рынку старую “трешку”?

– Это исключено. У нас просто-напросто нет производственных возможностей для этого: мы уже переналадили все оборудование и физически не можем вернуть прежнюю “трешку” на конвейер.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы российского рынка?

– Относительно будущего автомобильного рынка в вашей стране оптимизм вполне уместен. А для “Мазды” Россия во многом рынок ключевой, и мы рассчитываем выйти на прежний уровень продаж уже через пару лет.

Подпишитесь на «За рулем» в