Игорь Комаров: Не драматизируйте ситуацию на АВТОВАЗе

Такое даже в страшном сне не приснится — Волжский автозавод, краса и гордость российской промышленности, на грани банкротства! Ситуация сложилась критическая. О том, как флагман отечественного автопрома пытается найти выходы из кризиса, корреспонденту ЗР рассказал президент АВТОВАЗа.

Даже сейчас, несмотря на кризисное падение спроса, мы занимаем первое место в России по продаже автомобилей. АВТОВАЗ — единственное в стране предприятие, где можно делать до 1 млн. машин в год. Антикризисный план, который мы приняли, предусматривает вывод на уровень безубыточности, модернизацию существующего и создание новых производств. Уже работаем по этой программе. Но она не догма, жизнь заставляет вносить коррективы. Поэтому прошу не драматизировать те изменения, которые происходят в процессе реализации планов. Они не касаются самого главного: АВТОВАЗ жив, работает и будет работать.

Игорь Комаров

Игорь Комаров

ФИНАНСЫ

АВТОВАЗ ведет переговоры с правительством, основными банкамикредиторами и акционерами о реструктуризации задолженности. Рассматриваются различные варианты: выпуск облигаций, прямые переговоры с банками-кредиторами, участие акционеров. Процесс сложный. При сегодняшнем объеме продаж автомобилей текущий уровень долговой нагрузки слишком высок. Только в октябре в качестве процентов по кредитам пришлось заплатить 770 млн. рублей. Но мы уверены, что переговоры увенчаются успехом и нам не придется прибегать к мерам защиты от кредиторов.

ЗАНЯТОСТЬ

Сейчас завод работает в одну смену вместо трех, как было год назад, и часть людей временно оказалась не у дел. Что предпринять? По нашим оценкам, в будущем году объем производства составит около 450 тыс. автомобилей. Чтобы выйти на безубыточный уровень, надо менять структуру производства и приводить в соответствие с нею численность персонала. При этом АВТОВАЗ не планирует массовых сокращений работников трудоспособного возраста. С 1 июля по 15 октября фактическая численность персонала уже сократилась на 6 тыс. человек за счет сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста. После январских каникул мы закрываем на реконструкцию первую сборочную линию, а «Самару» переводим на вторую нитку, где ее будут собирать вместе с «классикой». Часть персонала становится временно избыточной — всего 21,8 тыс. человек. Из них 14,3 тыс. — пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Они при увольнении смогут за счет всех выплат получать по 10,8 тыс. рублей ежемесячно, поэтому желающих уйти на пенсию немало.

Однако есть еще работники трудоспособного возраста. Проблемы с их занятостью временные. Через два года, когда запустим новую сборочную линию, они получат свои рабочие места. К тому моменту заработает и технопарк. Но чем занять людей эти два года? Полгода уйдет на переобучение на новые специальности. Плюс разработаны собственные программы АВТОВАЗа — например, по реконструкции конвейера. Также будет предоставлена возможность выбрать региональные программы содействия занятости. Те, кто останутся на заводе, в декабре вернутся к 40-часовой рабочей неделе.

Непростой вопрос — социальная инфраструктура. АВТОВАЗ и мэрия Тольятти 1 октября сего года подписали договор о передаче городу основных социальных объектов. Мы надеемся (и ведем соответствующую работу), что расходы на финансирование этих учреждений будут включены в федеральный и региональный бюджеты.

АВТОВАЗ

АВТОВАЗ

ПЛАНЫ

Намерены выйти на безубыточность во втором квартале 2010 года. Основную роль тут сыграет не столько рост продаж, сколько сокращение издержек производства. Мы планируем в будущем году продать 450 тыс. автомобилей. А вообще, в ближайшие четыре года, если все пойдет по плану, завод подвергнется глубокой реструктуризации. Он должен превратиться из гиганта советского типа в более компактное предприятие. На АВТОВАЗе останутся важнейшие производства — силовых агрегатов, прессовое, а также сварка, окраска кузовов и конвейерная сборка машин. И, конечно, сбытовая сеть.

Изменится и модельный ряд. Через два-три года «Самару» и «классику» снимем с производства. «Калину» и «Приору» разведем по разным ценовым категориям. «Приора» останется флагманом модельного ряда марки, а новая «Калина» (с 2012 года будем выпускать ее под именем «Лада-2190») станет основным продуктом в категории «лоу-кост»; мы позиционируем этот автомобиль как первый в жизни покупателя. Есть потенциал обновления и у «Лады 4×4» (старая «Нива»). Из новых продуктов в 2012 году с конвейера пойдет «Лада RF-90» — универсал с тремя рядами кресел, созданный на французской платформе В0.

К сожалению, планы выпуска собственной модели класса С пришлось отложить. Денег на это нет, да и нелепо с нынешним уровнем качества пытаться проникнуть в эту нишу. Надеюсь, к планам производства на платформе сегмента C сможем вернуться в 2014 году.

Что касается «сенсационных» сообщений о возможной сборке автомобилей «Опель» — никаких переговоров на сей счет с АВТОВАЗом никто не вел, вопрос об этом не обсуждался. Но я не исключаю такой возможности.

ЗАРПЛАТЫ И ЛЬГОТЫ

Будем сокращать разрыв в уровне зарплат рядовых работников и высших менеджеров АВТОВАЗа. Сокращены и зарплаты всех руководителей, и количество должностей. Число дирекций, к примеру, уменьшилось с 37 до 27, процесс оптимизации продолжается. В этом году (и, думаю, в следующем) отменены все премии и бонусы для менеджеров.

Многих на заводе возмущало, что топ-менеджеры АВТОВАЗа из москвичей в понедельник чартерным рейсом прилетали в Тольятти, а в пятницу возвращались домой. Конечно, это обходилось предприятию недешево. Теперь чартера нет. Правда, летать в столицу приходится регулярно, ведь там работает правительство России. Очень многие вопросы требуется решать совместно. Но летаем обычными рейсами, эконом-классом. Кстати, многие руководители-москвичи перебрались в Тольятти. Максим Нагайцев, вице-президент по продажам, женился здесь, недавно у него сын родился… Сам не стану обещать, что в ближайшее время перевезу сюда четверых детей, так что извините — буду летать в Москву. Правда, времени на общение с семьей катастрофически не хватает.

АВТОВАЗ

АВТОВАЗПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЕЙ НА АВТОВАЗе ДО 2014 ГОДА (по антикризисному плану)
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЕЙ НА АВТОВАЗе ДО 2014 ГОДА (по антикризисному плану)

АВТОВАЗ

АВТОВАЗГрафик работы одного из подразделений АВТОВАЗа. Сплошные выходные...
График работы одного из подразделений АВТОВАЗа. Сплошные выходные...

НАША СПРАВКА

Игорь Анатольевич КОМАРОВ родился в 1964 году в Энгельсе Саратовской области. Окончил экономический факультет МГУ в 1986 году. До 1992 года служил в рядах Вооруженных Сил. С 1992 по 2002 год работал на разных, в том числе руководящих, должностях в ведущих российских банках (первый вице-президент Инкомбанка, первый вице-президент Национального резервного банка, заместитель председателя правления Сбербанка). С 2002 по 2008 год — заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Норильский никель». С мая 2009 года — исполнительный вице-президент ОАО «АВТОВАЗ». В августе 2009 года назначен президентом АВТОВАЗа.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии