ФЦП: будем знакомы

ФЦП: будем знакомы

Незадолго до Нового года правительство утвердило с некоторыми дополнениями Федеральную целевую программу безопасности дорожного движения. В чем ее суть, автомобилисты, можно сказать, еще не осведомлены. «Ответственный» за нее от МВД – первый замминистра Александр Чекалин озвучил всего несколько положений, видимо, стоящих уже в повестке дня. Это возвращение к балльной системе и изменения в приеме экзаменов на права. Их будет принимать не инспектор ГАИ, а комиссия из представителей разных ведомств. И еще – права можно будет получать с 16 лет. Вот, собственно, и все, что было известно о программе, на реализацию которой государство намерено выделить огромную сумму – свыше 1,8 млрд. долл.!

ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ

В распоряжение редакции экземпляр программы попал еще до ее официального опубликования – его уже украшала подпись премьер-министра, но номера у документа не было, как не было и детальной разбивки выделяемых сумм на конкретные цели. Хотя уже известно, что государство на безопасность дорожного движения направляет 52,7 млрд. руб., из которых 21,6 млрд. руб. – из федерального бюджета, 30,6 млрд. руб. – из региональных бюджетов и около 532 млн. руб. – внебюджетных средств. Правда, пока более-менее ясно только положение с «федеральными» деньгами – они включены в бюджет. Остальные, видимо, «подоспеют» позже, и их надо будет еще «прописать» и утвердить на местах.

Не могут не удивлять темпы, с которыми программа прошла все инстанции и согласования. За какие-то полтора месяца ее одобрили Госсовет и президент, дважды обсудили на заседаниях правительства, и вот уже строка в бюджете страны. Фантастика! Видимо, понимание того, что страна не может больше позволить себе ежегодно терять в ДТП по 30–35 тыс. своих граждан и 2–3% ВВП, достигло высшей точки и побудило найти деньги на безопасность движения.

Как бы то ни было, радует, что у нас появилась, наконец, федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.», цель которой – сократить через семь лет число погибающих в дорожно-транспортных происшествиях в 1,5 раза. Может ли быть более благородная цель, чем сохранение жизни!

Последнему в 40-страничной программе уделено много внимания. Приводятся таблицы с данными о том, сколько можно спасти человеческих жизней в зависимости от вложений в ФЦП. Исходят из расчетов Росстата, согласно которым условный вклад трудоспособного населения в валовый внутренний продукт в 2004 году составил около 230 тыс. рублей на человека. Отталкиваясь от этого, и считают потери – в людях и деньгах. Конечно, некорректно переводить смерть под колесами каждого нашего гражданина в рубли, но иначе нельзя; так делают во всем мире. Правда, жизнь европейца оценивается куда выше…

Разработчики программы скрупулезно подсчитали, что если, например, вложить только из федерального бюджета в безопасность 21,6 млрд. руб., то через семь лет на дорогах будет гибнуть на 11,5 тыс. меньше, чем сейчас, а если 15,4 млрд. – то всего на 1,8 тыс. К первому варианту единодушно склонились члены правительства, после чего и выделили требуемую сумму.

В проекте детально не объясняется, на что конкретно будут потрачены эти деньги. Пока они просто разделены на четыре неравные части: повышение правового сознания (47%), организационно-планировочные и инженерные мероприятия (35%), развитие системы оказания помощи пострадавшим (11%) и совершенствование системы управления БД (7%). Далее в программе дано лишь описание разных направлений работ с параграфами, пунктами и подпунктами. Сколько будет выделено на исполнение каждого, видимо, определят чуть позже – в начале года, а также назначат конкретных исполнителей и ответственных.

По словам начальника ДОБДД МВД РФ генерал-лейтенанта Виктора Кирьянова, 2006 год отдан на создание законодательной, нормативной и методологической базы для дальнейшей работы. А пока, согласно программе, будут заниматься «проведением пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения», «развитием системы подготовки кандидатов на получение права на управление транспортным средством и их допуска к участию в дорожном движении», «исследованием проблемы формирования информационной базы данных о водителях транспортных средств», а также «реализацией пилотных проектов замены постов дорожно-патрульной службы техническими автоматическими системами контроля». В списке содержатся еще добрых два десятка пунктов, имеющих в основном пропагандистский или исследовательский характер, но и это очень нужно и важно.

– В любом случае это фактически первая попытка комплексно проанализировать серьезнейшую проблему, – отмечает депутат Государственной думы В.Похмелкин, вместе с которым мы изучали документ. – И, естественно, очень хорошо уже то, что государство нашло деньги на программу!

А КООРДИНАТОР КТО?

Мы пока не стали обсуждать с депутатом содержание документа – это всего лишь общая программа, рассчитанная на семь лет. Видимо, когда появится план работы на год, привязанный к выделенным финансам, его можно будет изучать подробно. Но как минимум три замечания у нас возникли сразу, причем принципиальных.

Во-первых, в 40-страничном документе много написано о том, как мы все вместе будем бороться за безопасность, но при этом ничего не сказано о необходимости каких-либо структурных реформ в системе! У нас этой проблемой давно и безуспешно занимаются несколько ведомств (МВД с ГИБДД, Мин-транс и т.д.), но при этом в стране нет единого гражданского координирующего органа. На заседании Госсовета говорили о том, что такой нужно создать… и все. В программе нет об этом ни слова, а обязанности координатора программы возложены на МВД. Но вообще-то у этого уважаемого министерства другие обязанности, и если исходить из нашего исторического опыта, то МВД в первую очередь будет бороться за безопасность путем ужесточения карательных санкций. Кроме того, вне зоны ответственности этого министерства лежит ряд важнейших функций, например строительство и содержание дорог. Так что ни о каком «комплексном» подходе к решению проблемы (а об этом немало строк в программе) речь не идет.

Во-вторых, не слишком понятно, какую цель ставили перед собой авторы программы. Да, надо уменьшить число погибших и раненых на дорогах. Это главное, и в программе даны подробный анализ ситуации с ДТП сегодня и прогноз по этому поводу на завтра. Но вот каким будет движение на наших дорогах через пять, десять лет – об этом ни слова. Как будет расти и изменяться автопарк, что будет с отечественным автопромом, по каким дорогам мы будем ездить? Нам кажется, без ответов на эти вопросы, без подробного анализа вообще нельзя представить себе программу по безопасности дорожного движения!

И в-третьих, что представляется нам самым тревожным.

– Программа писалась где-то в недрах МВД и ГИБДД, а широкий круг тех, кто занимается этой проблемой, – депутаты, журналисты, общественные деятели – оказались за бортом, – говорит лидер движения автомобилистов России В.Похмелкин. – Нас практически поставили перед фактом: вот вам готовая программа, радуйтесь! Но раз мы не имели никакого отношения к подготовке документа, естественно, в нем вообще нет ничего о том, как общество сможет ее выполнение контролировать. Видимо, никак. То есть чиновники сели, написали программу, получили под нее деньги и начнут завтра их распределять. Так будет ли ожидаемая польза от такого документа? У меня есть большие сомнения…

У нас тоже.

Подпишитесь на «За рулем» в