Дальнобой: Выбор попутчика

Если угроза грабежа велика, груз дорогой, стоит рассмотреть возможность обеспечения безопасной транспортировки при помощи частной охранной организации. Как правильно выбрать ЧОП, чтобы было плодотворное сотрудничество,а не очередная зона риска или пустая трата денег.

Николай Дружинин, президент Межрегиональной Ассоциации ветеранов криминальной милиции «ОПЕРА»

Николай Дружинин, президент Межрегиональной Ассоциации ветеранов криминальной милиции «ОПЕРА»Николай Дружинин, президент Межрегиональной Ассоциации ветеранов криминальной милиции «ОПЕРА»
Николай Дружинин, президент Межрегиональной Ассоциации ветеранов криминальной милиции «ОПЕРА»

Прежде всего, частное охранное предприятие целесообразно привлекать для обеспечения безопасности особо ценных грузов или серии постоянно действующих перевозок, а не на разовые перевозки. Существует стандартный подход, который признан и определяет общие требования к охранному предприятию:

1. Наличие лицензии. Необходимо проверить, действительна ли предъявляемая ЧОПом лицензия на оказание охранных услуг. Для этого нужно позвонить в лицензионно-разрешительный отдел ОВД, выдававшего документ. В подобных случаях милиционеры обязаны подтвердить или опровергнуть факт выдачи такой лицензии.

2. В том же ОВД поинтересуйтесь, были ли замечены нарушения в работе данного ЧОПа.

3. У директора ЧОП необходимо попросить предъявить разрешение на применение оружия. Его наличие предполагает постоянные серьезные проверки ЧОПа и квалификации охранников со стороны МВД.

Численность и квалификация охранников. Имеет смысл доверять ЧОПу, в котором более ста постоянных сотрудников. Некоторые фирмы набирают людей в регионах, и они работают вахтовым методом. В этом случае цена услуг значительно снижается, но охранники не обладают высокой квалификацией.

5. Стаж работы на охранном рынке более 5 лет.

6. Клиенты. Это можно выяснить у руководителя ЧОПа. Необходимо обращать внимание на количество компаний-клиентов и их известность, а также на фирмы, однотипные вашей. Есть такие детали, которые не прописаны в законах, но на которые следует обратить особое внимание:

1. Наличие у сотрудников охранного предприятия навыков работы на трассах, знание самой трассы. Руководитель автотранспортного предприятия всегда может проверить представителя охранной организации с помощью наводящих вопросов. Можно проверить знание дорожной карты, знание ситуации на дорогах, автостоянок, кафе, перевалочных пунктов, ремонтных баз. По ответам уже видно, владеют люди информацией, или они никогда не занимались сопровождением.

2. Вид оружия, который используется для обеспечения безопасности перевозок автотранспортных предприятий. У охранного предприятия, занимающегося сопровождением автотранспорта на вооружении должно находиться короткоствольное оружие. Понятно, что с длинноствольным оружием в кабине делать нечего. Очень важно, есть ли у охранного предприятия поддержка правоохранительных органов. Для предприятия, оказывающего услуги по сопровождению грузов, необходима хорошо отлаженная связь не только с центральными органами, но и с региональными. Это можно косвенно проверить, попросив назвать имена региональных представителей ОВД.

Профессиональная подготовка кадрового состава. Насколько люди готовы к работе в команде. Зачастую частный охранник сопровождает груз один. Насколько он психологически, морально готов к этой работе. Желательно попросить для ознакомления личные дела охранников, которые будут заниматься сопровождением грузов, возможно и встретиться с охранниками, поговорить, пообщаться. Особое внимание следует обратить на стаж работы охранника в данном охранном предприятии.

Наличие материальной базы, что имеется в собственности у охранной организации. Например, здания, автотехника, другие активы. Это вопрос материальной ответственности. Значимость данной информации сложно переоценить. Страхование. Охранное предприятие должно страховать угрозы, если оно этого не делает, стоит задуматься о целесообразности сотрудничества с данной организацией. Правильный выбор охранного предриятия важен, но ключевой фигурой в сопровождении грузов является сам охранник, именно ему придется принимать решение в экстремальной ситуации. Приведу пример. На трассе Урал везли дорогостоящий груз. Машину подрезали, и водитель вынужден был остановиться. Один грабитель подошел к кабине, навел на водителя обрез и потребовал выдать груз. Водитель оцепенел, а охранник внешне совершенно спокойно попросил нападавшего убрать ствол. Все спокойно, хладнокровно.

Нападавший не отреагировал на его слова, и тогда охранник резко выхватил пистолет и приставил его к голове грабителя. Второй преступник с обрезом побежал к машине, но первый закричал: «Не трогай ствол, а то он меня убьет!». Он увидел хладнокровность и решительность со стороны охранника. Нападавшие уехали. Охранник сразу же сообщил об инциденте в ЧОП, мы передали информацию в региональный отдел внутренних дел, а также на ближайший пост ГАИ. Грабителей сразу же задержали. В дальнейшем оказалось, что это преступная группировка. Я еще раз хотел бы отметить, почему нужно так внимательно относиться к кадрам — охранник находится с водителем длительное время в замкнутом пространстве. Их психологическая совместимость имеет огромное значение, ведь охранник — не просто пассажир. Вы сами понимаете, если, например, неопрятный охранник, а водитель находится с ним в замкнутом пространстве, один курит, второй — нет, разные привычки в питании.

На первый взгляд, эти вещи могут показаться мелочами, но они, в конечном счете, влияют на работу, как водителя, так и охранника. Водитель на трассе находится в напряжении, и в функции охранника по обеспечению безопасности входит и забота о водителе. Это, конечно же, нигде не пропишешь, но это необходимо подразумевать. У нас было достаточно случаев, когда работает профессиональный, хорошо подготовленный охранник, а водитель говорит: «Мне неудобно, не комфортно с ним». Приходится менять, подбирать других ребят. Охранная организация должна предусмотреть этот момент, чтобы в случае дискомфорта водителя заменить охранника, хорошо бы этот пункт включить и в договор. Никогда не надо забывать, что основная функция охранника на трассе — это обеспечение безопасности. Типичный момент: сломалась машина, водитель ковыряется в моторе — охранник не должен ему помогать, он должен обеспечивать безопасность как водителя, так и груза. Руководитель транспортной компании должен это понимать и объяснять водителям, что охранник — это не их друг и товарищ, который едет с ним в машине за компанию! Нет! У него есть свои обязанности, своя работа. Безопасность — когда каждый четко выполняет свою работу. Надо отметить, что дальнобойщики, которые давно работают за рулем, это прекрасно понимают.

Следующий нюанс — цены. Понятно, что услуга недешевая. Переплачивать никто не хочет, но и платить деньги, пусть и небольшие, но за видимость услуги, — тоже неразумно. Посмотрите на средний по рынку уровень цен, и если вам предлагают принципиально ниже, то, скорее всего, перечисленные выше требования организацией не выполняются. Узнайте, какой уровень заработной платы у охранников, насколько частный охранник заинтересован в поездке. В ЧОПе может быть невысокий оклад, но большие командировочные.

Часто существует соблазн поручить сопровождение грузов охранной организации, осуществляющей охрану самой компании (предприятия) На первый взгляд, есть ряд выгод охранная организация уже знакомая и проверенная, к тому же, цена может быть ниже, сопровождение грузов могут рассматривать как дополнительную услугу. В данном вопросе необходимо понимать, что охранник который стоит на режимном предприятии и охранник, работающий в сопровождении, имеют совершенно разные навыки и опыт. Сопровождение грузов — это узкоспециализированный вид охранной деятельности который требует определенных знаний, навыков и подготовки, не зря сопровождение грузов — это отдельный лицензируемый вид охранной деятельности. Не надо забывать, что в дороге могут произойти: аварии, поломки криминал, и на разные ситуации у охранников выработаны разные модели поведения, которые постоянно должны проигрываться, и это тоже входит в программу подготовки. Также в обязанности охранника входит и контроль за поведением водителя для предотвращения хищений и вступления в сговор с криминальными лицами. Если же произошел криминальный инцидент, то в функции охранника и охранной организации входит взаимодействие с милицией и оказание представителям транспортной компании содействия в грамотном оформлении документов.

Виды охранных услуг, которые могут предоставить охранные организации транспортным компаниям:

Информирование транспортных компаний о криминальной обстановке на автомагистралях (Дорожная карта). Сбор и обобщение оперативной информации от правоохранительных органов, дорожных служб, участников дорожного движения, других источников информации. Разработка рекомендаций водительскому составу и руководителям транспортных предприятий по противодействию или недопущению криминальных посягательств и снижению риска противоправных действий.

Оказание защиты в случае угрозы или нападения на водителя с целью ограбления, завладения грузом или транспортным средством, а также при возникновении других конфликтных ситуаций Сопровождение транспортных средств вооруженной охраной по наиболее криминальным участкам дорог или наиболее ценных грузов.

Содействие в розыске похищенных грузов, автотранспортных средств или другого имущества, принадлежащего автоперевозчику. Оказание помощи в случаях нападения на офис и другие объекты транспортных компаний.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии