Toyota iQ: Горе от ума

Маленький автомобиль за большие деньги – гарантия провала на российском рынке. И тем не менее Toyota решилась продавать у нас микроавтомобиль iQ, а мы попробуем понять, есть ли в этом хоть какой-то смысл.

Российское общество, несмотря на хронически спускаемые сверху лозунги типа «Россия, вперед!», «модернизация», «перезагрузка» и «перестройка», очень консервативное и малоподвижное. С одной стороны мы достаточно легко воспринимаем всевозможные новейшие технологии, особенно украшенные ярлыком «модно», но с другой – крайне неохотно расстаемся со старыми привычками и стереотипами. Автомобиль – назвать явлением новым в нашем обществе никак нельзя, мы в этом смысле все-таки не Иран и даже не Китай, мы к автомобилям привыкли, мы его освоили и накрутили на него свою психологию, которую приходится учитывать при запуске любой новой модели на российский рынок.

Все автомобили делятся у нас по половому и сословному признакам. Вот одна из классических гримас российского общества потребления, описывающая назначение автомобилей малого класса. Маленькая машинка – это либо от бедности, либо для женщин, а солидному мужику ездить в ней западло. На дорогом маленьком автомобиле из мужского населения может ездить либо хипстер, либо редактор глянцевого журнала (скорее всего, гей), либо папенькин сынок, он же мажор-тусовщик и в свободное время – студент МГУ или МГИМО.

Судя по ценнику и ассортименту пышных наклеек на кузов, Toyota iQ метит именно в элитную потребительскую прослойку, но она, во-первых, увы, не так многочисленна, как хотелось бы автопроизводителям, а во-вторых, слишком ветрена во вкусах: хипстерам и иже с ними, в общем-то плевать на размер и марку машины, главное быть оригинальным в своем кругу, так что выбор может пасть как на Toyota iQ, так и на Hummer – не угадаешь.

Обыватель же, то есть наш простой среднестатистический автолюбитель, рожденный еще в СССР, на Toyota iQ охотно дивится, ходит кругами, но, узнав цену, отмахивается, как от страшной чумы. 777 777 рубликов! Да за эти деньги! Круглые глаза. Нецензурная брань.

Почему так дорого?

Автомобиль и впрямь недешев. За ту же сумму можно приобрести мечту многих россиян – компактный кроссовер на все случаи жизни. Пусть в базовой комплектации, но все же… А тут что? А тут коробочка. Авоська на колесах. Не верится даже, что в этакой крохе зашито аж 9 подушек безопасности, есть климат-контроль, датчики дождя и света, система стабилизации, вполне достойная аудиосистема и прочие атрибуты полноценного автомобиля.

iQ необычайно широк, что позволяет водителю и пассажиру сидеть на комфортном удалении друг от друга и не испытывать чувства клаустрофобии. Имеется и пассажирский диван, но сесть за водителем не сможет даже ребенок, а вот за передним пассажиром, если тот согласится немного поджать ноги и подвинуться вперед, вполне поместится взрослый человек средней комплекции, так что машину можно смело считать 3-местной.

Багажника нет. Но он появится, если сложить заднее сиденье, и вполне сгодится даже для продуктового тура в гипермаркет.

Бардачка нет. Вместо него – пристяжная папка на клипсах, где можно хранить инструкцию по эксплуатации. Такое решение позволило максимально высвободить место в правой части салона и соответственно усадить двух пассажиров тандемом.

Запасного колеса тоже нет. Его просто негде хранить, хотя теоретически, если вам приспичит, запаску можно возить на сложенной левой части заднего сиденья, куда все равно никто никогда не сядет.

А в остальном – машина как машина. Компоновщики сделали все возможное, чтобы изжить в салоне ощущение маленького автомобиля. Двоим здесь ничуть не более тесно, чем в каком-нибудь кроссовере, места хватает по всем направлениям, найти удобную посадку легко, и лишь некоторым водителям будет недоставать регулировки рулевой колонки по вылету, но это бич многих японских автомобилей.

Явный эргономический прокол мы нашли лишь один – это управление аудиосистемой, полностью интегрированное в рулевое колесо. Пользоваться маленьким джойстиком и двумя сервисными клавишами под ним неудобно ни на ходу, ни на стоянке, а алгоритм управления не поддается логическому вычислению – без инструкции не разберешься.

Обзорность хороша: наружные зеркала крупнее, чем у некоторых кроссоверов, а парковаться задним ходом легко и просто, даже несмотря на отсутствие вспомогательных датчиков, поскольку весь автомобиль не выходит за рамки вытянутой руки, а уж свои габариты мы чувствуем интуитивно.

Маленький – не значит медлительный

Не секрет, что Toyota iQ создавался с прицелом на европейский рынок, а точнее с прицелом на любимый европейцами Smart – даже название выбрали похожее, интеллектуальное. Японские разработчики учли все недостатки более пожилого конкурента (а именно низкие динамические качества и специфическую управляемость, обусловленную заднемоторной компоновкой) и предложили более современный, приятный в управлении и быстрый автомобиль. iQ не будет плестись в транспортном потоке на вторых ролях, а его владелец чувствовать себя каким-то неполноценным, поскольку модель оснащается довольно мощными двигателями, а передний привод способствует лучшей курсовой устойчивости.

В Россию Toyota iQ поставляется с наиболее мощным в гамме бензиновым мотором - 98 л.с. и вариатором. Разгон бодрый, но довольно шумный: двигатель зависает на высоких оборотах и натужно гудит, пока автомобиль не наберет нужную скорость.

Управляемость, несмотря на короткую базу, не вызвала нареканий: автомобиль точно выполняет команды водителя и не требует каких-либо специфических навыков вождения.

Сроки проведения этого теста совпали с сильными московскими снегопадами, когда на дорогах творился кромешный ад и многочисленные аварии случались прямо на глазах. В роли месителя снега, Toyota iQ, смотрится не очень здорово, много и часто буксует, а небольшой дорожный просвет серьезно ограничивает проходимость, но с точки зрения управляемости и тормозных свойств испытание снегом он прошел блестяще, ни разу не заставив нервничать.

Плавность хода для автомобиля малого класса вполне достойная. Машинку потряхивает на крупных неровностях, но в целом подвеска достойно справляется с рельефом дорожного полотна. Отметим также отсутствие скрипов в салоне и вибраций на органах управления, что, безусловно, тоже вносит свою лепту в ощущение качества автомобиля.

Не в цене дело

Как вы поняли, Toyota iQ вполне годится на роль полноценного автомобиля. В городской ландшафт он вписывается идеально, но и загородные поездки ему не противопоказаны: он достаточно динамичен и комфортабелен, так что на нем даже можно совершить романтическое путешествие – места для двоих здесь предостаточно.

В сущности, если рассматривать Toyota iQ в качестве альтернативы хорошо оснащенным версиям хэтчбеков класса B, то его цена совсем не кажется завышенной. Но всерьез этого делать никто не станет, потому что в представлении большинства наших покупателей iQ не выглядит как настоящий автомобиль. И никакие тесты, цифры и убеждения тут не помогут. Он маленький и все. Он не такой. Он не вписывается в привычную картину бытия, выходит за рамки сложившихся автомобильных ценностей. Кубышка. Недомерок. Карапуз. Каких только слов я не наслушался за неделю в его адрес! Да и на меня часто смотрели, как на идиота. Мол, ты что – сдурел? Мог бы Mazda3 взять за эти деньги! Спрашиваю – зачем?! Ведь сопоставимая по ценнику Mazda3 с двигателем 1,6 ничуть не быстрее Toyota iQ, ничуть не лучше оснащена, а места на дороге занимает больше! Зачем мне возить с собой лишний кубометр железа? Нет ответа. Когнитивный диссонанс. Ступор.

Подпишитесь на «За рулем» в