Разработки BMW: Светло, тепло, уютно

Для инженеров БМВ догм не существует — в очередной раз убедился Дмитрий Федоров, когда побывал в Центре перспективных разработок баварской компании. Фото БМВ.

ТОЧЕЧНЫЙ ОГОНЬ

Меня завели в абсолютно темную комнату. С трудом различил автомобиль. К чему напустили таинственности? К тому, что только в кромешной тьме можно оценить новую концепцию подсветки интерьера. Правильное освещение салона, по мнению баварцев, имеет громадное значение для эмоционального восприятия машины. В 1994 году БМВ 7-й серии одним из первых получил скрытую подсветку определенных участков интерьера, усиливающую представление о нем как об автомобиле высокого класса. Сейчас подобные эффекты не удивят и владельцев гораздо более простых авто.

Разработки BMW

Разработки BMW

Тему скрытой подсветки баварцы развивают. Новое направление назвали так: «правильный свет в правильное время». Допустим, машина получила сигнал о приближении хозяина. Тотчас зажигаются огоньки, подсвечивающие потолок и стойки кузова, — создается образ просторного, уютного автомобиля. Откроешь дверь — картина меняется: загораются подсветки сиденья, порога и панели двери. Стоит дверь изнутри захлопнуть, свет перемещается на руль и пространство вокруг панели приборов: пора заводить мотор. Начал движение — едва заметные лучи обрамляют водительское место, создавая ощущение надежного кокона... В БМВ считают, что в темное время полностью отключать рассеянную иллюминацию салона не следует. Свет, падающий на панель приборов, сглаживает обычно резкую границу между светом и тенью — и водитель быстрее адаптируется к условиям езды в темноте, его меньше ослепляют фары встречного транспорта...

Разработки BMW

Разработки BMWТочечная подсветка определенных частей интерьера способна кардинально изменить восприятие автомобиля.
Точечная подсветка определенных частей интерьера способна кардинально изменить восприятие автомобиля.

Описанная концепция — лишь первый шажок к формированию совершенно нового ощущения машины. А баварские инженеры уже задумываются о создании атмосферы в салоне, соответствующей различным условиям езды — по автобанам, обычным дорогам или в городе. Больше того, хотели бы изменять освещение и в зависимости от времени суток, времени года и даже настроения водителя.

Разработки BMW

Разработки BMWПока это прототип, но он уже способен обволакивать человеческое тело с любыми особенностями строения.
Пока это прототип, но он уже способен обволакивать человеческое тело с любыми особенностями строения.

СИДИТЕ СМИРНО!

Автомобильное кресло, казалось бы, уже доведено до совершенства. В наиболее сложных конструкциях встроенная вентиляция, массажная установка, до 18 электромоторов, обеспечивающих всевозможные регулировки для формирования удобной посадки человека за рулем... Весят такие сиденья под 40 кг, а четыре пассажирских «трона» — значительная часть общей массы автомобиля. В БМВ решили действовать кардинально — создать принципиально новые кресла: облегченные, но не уступающие традиционным по уровню комфорта и безопасности.

Разработки BMW

Разработки BMWЧем интенсивнее ускорение, тем плотнее бионическое сиденье обнимает водителя.
Чем интенсивнее ускорение, тем плотнее бионическое сиденье обнимает водителя.

Первый пример — так называемое бионическое сиденье. Принцип подсмотрели у рыбьих плавников: «спинной хребет» кресла состоит из двух гибких пластин, соединенных подвижными перемычками, при нажиме на пластины они огибают точку приложения силы. Под нагрузкой спинка плавно изгибается, возникает практически самый плотный контакт с позвоночником по всей его длине. И подголовник всегда максимально приближен к затылку. Что этим достигается? Чем быстрее ускоряется автомобиль, тем крепче, теснее «объятия» кресла и пассажира. Постоянный контакт тела с подвижной частью сиденья улучшает кровообращение в мышцах спины, иначе говоря, проводится их массаж. Боковая поддержка у бионического кресла — только в самых ответственных местах: в области плеч и поясницы. А значит, происходит естественная вентиляция спины. Потому седок не столь интенсивно потеет, как в традиционном кресле. За счет особенностей конструкции водительского сиденья удобно и задним пассажирам — просторно их ногам. И едва ли не главный результат — масса биосидений меньше, чем у традиционных, на 20%.

Разработки BMW

Разработки BMWНадувной матрас для надежной и бережной транспортировки раненых дал толчок к созданию так называемой пространственной комфортной оболочки.
Надувной матрас для надежной и бережной транспортировки раненых дал толчок к созданию так называемой пространственной комфортной оболочки.

Другая любопытная разработка — так называемая пространственная комфортная оболочка. Ее концепцию конструкторы переняли у надувных спасательных матрасов для транспортировки людей с серьезными травмами. Это кресло анатомической формы, состоящее из множества воздушных камер. Когда водитель усаживается, под тяжестью его веса воздух из сиденья частично стравливается, а затем камеры, расположенные по контуру тела, надуваются — и седок устойчиво фиксируется на рабочем месте. В будущем управление клапанами пневмоподушек поручат электронике — ей доверят регулировать давление в каждом элементе в зависимости от продольных (при разгонеторможении) и поперечных (в поворотах) ускорений, угла поворота руля, скорости. В такой конструкции просто обеспечить и функцию встроенного массажа, легко корректировать положение поясничной и боковой поддержек. Таким образом, благодаря пневматике отпадает надобность во множестве электроприводов, отчего, по предварительным прикидкам, масса кресла снижается вдвое.

ВАРЕЖКА ДЛЯ МОТОРА

Тепло — и друг, и враг двигателей внутреннего сгорания. В прежние времена конструкторы боролись с перегревом мотора, а теперь все силы бросили на то, чтобы полезно использовать так называемую паразитную тепловую энергию — она образуется при работе мотора, но не участвует напрямую в движении автомобиля. А ее доля даже в самых совершенных агрегатах составляет не меньше двух третей суммарного объема энергии, полученной при сжигании топлива.

Разработки BMW

Разработки BMWСиловые агрегаты в «термосе» появятся на серийных БМВ в ближайшие несколько лет.
Силовые агрегаты в «термосе» появятся на серийных БМВ в ближайшие несколько лет.

Использовать паразитное тепло можно несколькими способами. Наиболее простой — заключить двигатель в термоизолирующую капсулу, долго сохраняющую температуру. А раз двигатель медленнее остывает, то потребуется меньше времени и топлива на последующий прогрев. Результат «пеленания» — после 12 часов стоянки мотор охлаждается всего до 40ºС, а ведь каждый нерастраченный градус температуры дает экономию топлива в 0,2%. И потом, двигатель в капсуле вряд ли перегреется. Разработчики использовали в эксперименте кроссовер БМВ-Х5: перед радиатором установили активные жалюзи, открывающие путь воздуху при движении, но надежно прикрывающие переднюю часть моторного отсека на стоянке.

Другие технологии использования паразитного тепла не менее любопытны и эффективны. Всем известно, как долго прогреваются дизельные двигатели, потому-то в систему отопления салона некоторые производители встраивают электрический нагреватель. Баварцы нашли альтернативу — установили теплообменник, отбирающий тепло у выхлопной системы. И это принесло экономию в пределах 1 л топлива на 100 км пробега. Теплообменники можно использовать и в автомобилях с бензиновым мотором, скажем, для разогрева масла в коробке передач.

Разработки BMW

Разработки BMW

Сейчас в Центре перспективных разработок БМВ пытаются создать термогенератор, вырабатывающий электричество непосредственно из тепла. Устройство использует эффект Зеебека: в замкнутой цепи, состоящей из разнородных проводников, возникает электродвижущая сила, если в местах контактов поддерживаются разные температуры. В данном случае в роли горячего элемента выступает выпускная система, холодного — охлаждающий контур рециркуляции выхлопных газов. Мощность элегантно встроенной в двигатель «электростанции» уже сейчас составляет 250 Вт — это половина того, что требуется седану 5-й серии в повседневной эксплуатации. В компании планируют поставлять на конвейер такие системы в ближайшие годы.

Разработки BMW

Разработки BMWПока мощность термогенераторов, объединенных с выпускной системой (продолговатая коробка на левом фото), составляет 250 Вт. Через несколько лет, когда их встроят в нейтрализаторы (правый снимок), отдача возрастет вчетверо.
Пока мощность термогенераторов, объединенных с выпускной системой (продолговатая коробка на левом фото), составляет 250 Вт. Через несколько лет, когда их встроят в нейтрализаторы (правый снимок), отдача возрастет вчетверо.

В более далеком будущем появятся термогенераторы, встроенные в каталитический нейтрализатор системы выпуска. Нам показали один такой образец. Вначале, отбирая энергию от аккумулятора, он разогревает соты до эффективной температуры и благодаря этому снижает объем вредных выбросов холодного мотора. А как только двигатель выйдет на рабочий режим, начинает преобразовывать тепло в электроэнергию.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии