Самые быстрые: Золотой век скорости

Быстрая езда увлекала всегда, задолго до появления автомобилей. Когда же люди научились фиксировать скорость, развернулась погоня за рекордами. О самых первых и самых свежих – рассказ Алексея Воробьева-Обухова.

Со столетним юбилеем! 8 ноября 1909 года на бетонной дорожке в британском Брукленде был преодолен рубеж в 200 км/ч. Автомобиль «Блитцен-Бенц» оправдал свое название (нем. Blitz – молния): пилот Виктор Хемери установил на нем сразу пять мировых рекордов. При старте с хода он развил на дистанции в полмили скорость 205,666 км/ч, на километровой – 202,648 км/ч, с места прошел километр за 31,326 с, полмили – за 25,566 с, милю – за 42,268 с. Сегодня эти показатели никого не впечатлят, порой их перекрывают даже на Кутузовском проспекте российской столицы (о чем мы узнаем из сводок происшествий). Но тогда «Блитцен-Бенц» стал самым быстрым не только среди автомобилей, но и среди поездов и даже... самолетов!

Сейчас «Блитцен-Бенц» заведут…

Для такого разгона потребовался двигатель мощностью 200 л.с. Конечно, сегодня у машин, разгоняющихся за двести, «лошадей» под капотом примерно столько же, но оцените, насколько меньше «овса» им нынче требуется: рабочий объем тех четырех цилиндров составлял 21,5 л. Можете представить, сколько сил в нем могло бы быть при современном уровне моторостроения!

Виктор Хемери, первый пилот, преодолевший рубеж 200 км/ч.

Между прочим, за год до рекордного заезда Виктор Хемери пришел первым в гонке «Санкт-Петербург – Москва», так что и россиянам его имя не чуждо. Трагична судьба этого выдающегося человека: от безысходной нищеты уже в преклонном возрасте он покончил с собой. А ведь век назад его достижение в Брукленде дало начало гонке за рекордами скорости: в 1911 году на соляной поверхности в Дэйтона-Бич (США) Боб Барман сумел разогнать «молнию» до 228,1 км/ч. И это достижение пало лишь через восемь лет.

«Горшки» этого мотора вместили бы два ведра воды.

Сегодня рекорд для аппаратов, движущихся на колесах по земле, составляет 1227 км/ч. Поэтому цель превысить планку всего-то в 400 миль в час (около 640 км/ч), поставленная командой фанатов скорости из американской тюнинговой фирмы Spectre Performance, может показаться чересчур скромной. Но дело в том, что сверхзвуковой барьер преодолевал не столько автомобиль, сколько ракета. Реактивный двигатель не был механически связан с колесами – они просто катились по гладкому дну высохшего соляного озера. А вот если попытаться разогнать до шести сотен классический автомобиль с ДВС, возникнут серьезные и порой неожиданные проблемы. В свое время конструкторы «Бугатти», например, столкнулись с тем, что смазка в ШРУСах под действием центробежной силы… разрывала гофрированный чехол уже после 350 км/ч! Да и необходимая мощность на дозвуковых скоростях растет примерно пропорционально кубу скорости, то есть потребуются не сотни, а тысячи лошадиных сил. Впрочем, нынче их можно извлечь из довольно скромного рабочего объема, если не задумываться о ресурсе мотора. Поэтому для трехосного «Спидлайнера» калифорнийские изобретатели взяли «восьмерку» от вполне серийного «Кадиллака», расточили ее до 8668 см³ и наддули двумя турбокомпрессорами диаметром 88 мм каждый. В итоге мотор выдал аж 2000 л.с., и, по расчетам, их должно было хватить для достижения поставленной цели.

«Блитцен-Бенц» и сегодня удивляет. Впрочем, уже не скоростью.

Однако 10 октября на соляном озере в штате Юта все пошло не так, как задумывали. Едва машина разогналась до 459 км/ч, как без всяких видимых причин сработала система пожаротушения и все залила пеной. Пришлось ремонтироваться и повторять попытку. В конце концов Кенни Хуверу удалось зафиксировать в Хронометрической ассоциации Южной Калифорнии рекорд: 330,9 мили в час (532,532 км/ч). Это среднеарифметический результат (рекорд, как известно, вычисляют как среднее значение данных двух заездов – в прямом и обратном направлениях), максималка же в одном из зачетных проездов была на 9 миль в час выше.

Трехосный «Спидлайнер» на старт выталкивал трехосный же пикап.

Создатели «Спидлайнера» не отказались от идеи преодолеть заявленный ими рубеж скорости с круглым числом на спидометре – 400 миль в час, но и поставленный рекорд позволяет считать их болид самым быстрым бензиновым автомобилем на планете.

Это пока только макет «Бладхаунда-SSC». Зато его можно трогать!
Двигатель (один из троицы) настоящий. Он поражает даже на выставочном стенде.

Круглые числа на спидометрах обладают поистине магической притягательностью. И вот уже фирма STP спонсирует создание болида «Бладхаунд-SSC» (Bloodhound SSC). Буквенный индекс в его названии говорит о сверхзвуковых возможностях реактивного суперкара, а отметка, которую он должен вот-вот покорить, равна 1000 миль в час (умножьте на 1,6 – узнаете, сколько это в километрах). Автору этих строк довелось в Гудвуде, в Великобритании, пощупать макет будущего аппаратарекордсмена и его уже готовый турбореактивный двигатель. Презентация преследовала и другую цель. Кризис нанес чувствительный удар по финансированию этого амбициозного проекта, и зрителям предлагалось внести пожертвования в размере 20 или 75 фунтов стерлингов за бронзовый или золотой билет в клуб 1К. Членство в нем дает право получать эксклюзивные материалы и участвовать в презентациях, в том числе в ходовых испытаниях. Их, впрочем, еще надо дождаться, а пока познакомимся с обнародованными техническими характеристиками «Бладхаунда». Итак, длина болида – 12,8 м, снаряженная масса – 6422 кг, диаметр колес – 900 мм, а радиус разворота – 120 м! Двигателей будет… три: турбореактивный EJ200 с тягой 90 кН, ракетный в 122 кН и бензиновый V12 мощностью 800 л.с. Зачем еще и бензиновый? Чтобы крутить насос, подающий окислитель.

Телевизионщики берут интервью у «капитана» Greenbird – рекордиста-парусника.

Знакомых с шинной тематикой, конечно, заинтересует вопрос: какая покрышка выдержит столь бешеную скорость? Отвечаю: никакая. Колеса раскручиваются почти до 10 000 об/мин, и радиальная перегрузка на ободе – 50 000 g. Так что здесь не резиновые – сплошные титановые колеса.

Самый быстрый «трактор» фирмы JCB тормозит парашютом.

По уверениям разработчиков, «Бладхаунд-SSC» разгонится до 1000 миль в час за 42 с, для рекордного заезда ему хватит 16-километровой дистанции. А потом плавныйплавный разворот – и снова в бой. Получится?

Рекорды гавайского грузовика не признаны FIA, но восхищают публику.

РЕКОРДЫ, РЕКОРДЫ…

Болид Двигатель Год Скорость, км/ч
Thrust SSC реактивный 1997 1226,86
Hawaiian Eagle (грузовик) реактивный 1998 655
JCB Dieselmax дизельный 2006 563,418
Inspiration паровая турбина 2009 225,06
White Ligthning электромотор 1999 395,131
Greenbird парус 2009 202,938
Thrust SSC пока только покушается на рекорд.

Подпишитесь на «За рулем» в