Сила света

Сила света

Впрочем, нам не привыкать, тем более что большая часть нововведений явно пойдет на пользу и обсуждению не подлежит. Речь в первую очередь об обязанности включать ближний свет вне населенных пунктов круглые сутки (п. 19.5).

Еще три года назад наш журнал всерьез заговорил о пользе ближнего света днем (ЗР, 2003, № 2), и вот это требование зафиксировано в ПДД. Предусмотрено и наказание — предупреждение или штраф 50 рублей (КоАП, ст. 12.20).

Скоро, как известно, сказка сказывается, а вот что сейчас на дорогах? Проверить это мы решили на 47-м километре Дмитровского шоссе, где расположен контрольный пост милиции № 2 спецбатальона ДПС Московской области.

ООО «ДПС»

Только не смейтесь — так называется организация, выпустившая памятку водителю с изменениями, которые внесены в ПДД с первого января. Это сейчас новая редакция Правил появилась в продаже, а вот в начале года… Так что большое спасибо работникам этого ООО!

Быстро объясняем гаишникам, что нам требуется. Старший кивает головой («Звонили из управления, сделаем как надо»), и все вместе выходим на дорогу выяснять, знают ли водители что-либо о пользе ближнего света и как он влияет на безопасность. Взмах жезла и первый автомобиль тормозит.

— Слышали вы о том, что теперь круглосуточно надо включать ближний свет вне населенных пунктов?

— Да ну? — чистый пролетарский взгляд водителя «Газели» не позволяет усомниться в том, что он не лукавит. — Ну, раз надо… Но вообще-то интересно…

Последнее слово произносится с недоверием, хотя все заканчивается благополучно: инспектор делает внушение, дарит памятку. А следом еще один грузовик родом из Нижнего Новгорода:

— Виктор Михалыч, нарушаем?

— Я? А что случилось-то?

— Вне населенных пунктов надо двигаться с ближним светом.

— Ох, ёлки! — шумный выдох облегчения, типа «А я-то думал!» — Так вроде отменили это, а? 

Вся наша, так сказать, «опергруппа» просто рыдает от смеха, несмотря на минус двадцать три на улице.

— А вы где это прочитали? — спрашиваем водителя.

— Дак, слышал, что отменили, вроде только летом это, ближний свет-то...

И опять инспектор делает внушение, дарит памятку и отпускает уже «просвещенного» Виктора Михайловича.

Бодро начавшись, наш рейд неожиданно буксует: все едут с «ближним». Большие фуры из Ярославля, подмосковные и столичные грузовики, автобусы, легковушки — все в курсе. А потом вообще увидели идеального водителя: в галстуке, пристегнут ремнем, есть «хэндс-фри», ближний свет горит и сама машина сияет, как на рекламном плакате. «Ничего, мужики, сейчас все будет!» — утешает нас старший, ловко вычленяя из потока «десятку» с саратовскими номерами. За рулем «джигит-эконом»: вместо ближнего света горят «габариты». Как говорится, «сами мы не местные»… 

— Какой свет должен гореть? — с ласковым укором в голосе спрашивает инспектор.

— Да ми тут это… — «джигит» застенчиво улыбается, пытаясь держать в поле зрения и объектив фотокамеры, и мой диктофон в руке, и инспектора одновременно. Решив, что наиболее опасен для него диктофон, отводит мою руку в сторону и почти шепотом обращается к инспектору:

— А какой?

— Ближний! — не сговариваясь, отвечаем мы разом. Легкая пауза: идет процесс осмысления.

— А у меня какой?

— А у вас никакого! У вас «габариты»! 

Все, занавес! Ну где вы, продюсеры и режиссеры? Кто сказал, что у нас нет талантов? Надо только знать места, где они водятся. Подаренную памятку водителю, где все черным по белому, «эконом» рассматривает чуть ли не на просвет, как первые в своей жизни сто долларов. Интересуемся у старшего, сколько таких памяток уже роздано водителям:

— Даже не знаю, много. Я практически всех, кто без «ближнего» едет, останавливаю и вручаю памятку.

Мы верим, тем более что по нашим прикидкам лишь каждый шестой проносится мимо без света.

Словно по заказу, к нам подкатывает солидный вседорожник с питерскими номерами. Никто в нем не пристегнут (это, скорее, норма сейчас, чем нарушение), ближнего света нет.

— Граждане, а вы про новые правила слышали?

— Что-то слышали, но что там — сказать не можем.

— А ремнями безопасности почему не пристегнуты?

— ??? (водитель и пассажир в недоумении переглядываются).

— Вот вам памятка, здесь указаны все изменения.

— Большое спасибо, и сами почитаем, и другим расскажем!

Да-а, Питер не зря культурная столица...

ОН БЫЛ ВЕЛИКИЙ ЭКОНОМ…

Затем нам попалась парочка «народных экономов». Веселый дядька на КамАЗе («Где меня покажут? В журнале „За рулем“? Атас!»), потом шофер рейсового автобуса «эконом-класса». И вновь бесконечные «не слышал», «не знаю» и «сейчас включу»… Были и законопослушные. Очень понравился парень на «Газели» из Ярославской области. На наш вопрос, почему с «ближним», четко ответил: «Так правила же ввели новые! Сказано — я и включил, об этом сколько раз по телевизору говорили!» Побольше бы таких…

Ради чистоты эксперимента останавливаем подмосковную «девятку». Ближний свет есть, но водитель не пристегнут:

— Вы о новых правилах знаете?

— А как же, — бодро начинает он. — Ближний свет днем — это ведь прежде всего безопасность!

— Тогда почему не пристегнулись ремнем?

— Так отменили их, по усмотрению водителя теперь! — так же авторитетно заявляет водитель. И тут наш инспектор меняет тон на строгий:

— Штраф за непристегнутые ремни — 50 «рэ», и это никто не отменял!

— Все, понял, сейчас пристегнусь. Это просто привычка.

Немного отогревшись на посту, вновь выходим в рейд. Основной аргумент всех, кого останавливали, — «не знаем, не слышали». Лукавство? Отчасти да. По оценке тех инспекторов, кто работает «на земле», нововведения приживутся не раньше чем через полгода. («Есть такие, кто и вечером ближний свет не включает, все экономит»). Учтем еще, что недовольство части автовладельцев решением по нестандартной светотехнике и абсолютного большинства сроками введения изменений в ПДД волей-неволей отодвинуло на второй план ближний свет вне населенных пунктов. Да и наказание за это нарушение — предупреждение или штраф 50 рублей (пока по указанию начальства идут одни предупреждения). И вообще, простимулирует ли наше сознание пресловутый «полтинник», если одна часть водителей знает о законах и выполняет их, а другая — откровенно их игнорирует?

Под самый конец рейда остановили мы «женский экипаж» на вседорожнике «Мицубиси». И тоже спросили у водительницы: «Почему включили фары»?

— Знаете, это просто удобно. Мы регулярно ездим в Финляндию, а у них это правило уже несколько лет. Так и приучились…

Больше всего нас потряс «народный эконом» из подмосковной Лобни, «шестерку» которого остановили уже в ранних сумерках. Естественно, без ближнего света и даже «габаритов». Оказалось, Владимир Иванович про нововведения знал, но свет не включал… по убеждению!

— Я считаю, что правило дурацкое! — горячо стал убеждать нас пенсионер. — Представляете, сколько лишнего бензина будет сожжено из-за этого в масштабах России? А вольфрама лишнего израсходовано? Так нашим детям и внукам не останется ни нефти, ни других полезных ископаемых!

Пытались доказать водителю, что даже одна спасенная на дороге человеческая жизнь куда важнее, чем литры сэкономленного бензина, но, похоже, он нас не слышал. Лишь угроза инспектора оштрафовать «борца за экономию бензина в масштабах страны» заставила его замолчать и включить-таки ближний свет. Правда, не уверены, что, отъехав на километр, он не выключит фары — «в целях экономии». Таких «убежденных», нам кажется, надо штрафовать по полной программе.

Но пока инспекторы ГАИ во всех случаях ограничиваются предупреждениями да вот еще памятки выдают. Поможет ли?..

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии