Здоровое питание

Здоровое питание

В автозвуке схожая ситуация – без правильно организованного электропитания компонентов не получишь хорошего результата. Решить эту проблему не так легко, как может показаться на первый взгляд.

ПРЯМАЯ ПОДАЧА

Ресиверы, усилители, всевозможные процессоры требуют подключения к бортсети. Но при проектировании автомобилей все эти устройства, как правило, в расчет не принимаются и штатной проводки для этого не предусмотрено. Исключение разве что разъем для подключения «головы» – да и то лишь в тех случаях, когда ваши запросы минимальны, а примененные компоненты – совсем простенькие. Тоненькие провода, подходящие к разъему, не лучшим образом скажутся на качестве звучания – это относится и к питанию, и к акустике. И если вам это небезразлично, то придется и для «головы» тянуть собственную, усиленную проводку – точно так же, как и для подключения дополнительного внешнего усилителя.

Мы не раз писали, что во всех серьезных звуковых установках питание берут напрямую от аккумулятора – как «плюс», так и «минус»! На первый взгляд «массу» можно взять с любой «железки» автомобиля. Но представьте, что она не приварена к кузову (хотя и сварка – неидеальный контакт), а просто прикручена и вообще контактирует с ним через другие детали. Мало того, места соединения самого «минусового» штатного провода с кузовом могут страдать от окисления. Если вы все же отважились брать «массу» не напрямую от аккумулятора, будьте внимательны!

Кроме проводов, при подключении аудиосистем может понадобиться много «мелочевки». Чтобы ничего не забыть, лучше просто купить установочный комплект (фото 1). Вариантов много – главное не ошибиться и подобрать соответствующий вашей системе.

Помимо установочных комплектов, в продаже можно увидеть и такой аксессуар, как клеммы аккумулятора, рассчитанные как раз на установку «музыки» (фото 2). Основная их особенность – дополнительные гнезда для подключения проводов. Бесспорно удобно, но… подобные клеммы используют вместо штатных, и при халтурной установке можно не только остаться без музыки, а вообще не завести машину. Так что по возможности сохраняйте штатные клеммы с надежной заводской обжимкой проводов. Тем более что при установке минимального набора «магнитола-усилитель» другие клеммы, в общем-то, и не понадобятся…

БЕЗ ТРАВМ И УВЕЧИЙ

Поскольку усилители и ресиверы «живут» вдали от аккумулятора, то неизбежно понадобится протяжка кабелей на внушительные расстояния – в салон или даже в багажник. Помните: и самая аккуратная проводка нуждается в защите дополнительным предохранителем (это совсем не тот, что на корпусе усилителя или ресивера).

В продаже можно встретить предохранительные блоки, так называемые «колбочки» (фото 3). Смотрятся красиво, и потому установщики ставят их, что называется, когда надо и не надо. К достоинствам блоков относятся герметичность и возможность установки в них предохранителей, рассчитанных на достаточно большие токи. Но, к сожалению, среди «колбочек» очень много подделок, так что по возможности лучше обойтись проверенными флажковыми предохранителями. Выглядит не так эффектно, но вполне практично (фото 4). Если плавкие предохранители не по душе, можно установить автоматический прерыватель тока (фото 5). Принцип его действия сродни «автомату» квартирного счетчика. Если величина максимального тока выше допустимой, он не перегорает, а просто отключается («отщелкивается»). В отличие от «одноразового» предохранителя, менять ничего не нужно. Если у вас сложная система, можно найти даже совмещенный «автомат», поддерживающий несколько цепей (фото 6).

ЗАПАСНОЙ ИГРОК

Какой бы ни был замечательный провод питания, лишние метры никогда не пойдут ему на пользу. Если бы усилитель находился рядом с аккумулятором, никаких проблем не было, но до него, как правило, около шести метров. Есть смысл установить в непосредственной близости от него дополнительный конденсатор (фото 7).

Тонкостей, связанных с установкой аудиосистем, немало. Но главный совет один: не зацикливайтесь только на звуке – безопасность подключения гораздо важнее!

Редакция благодарит директора фирмы RedAletiStudio Александра Пенькова за помощь в подготовке статьи.

Подпишитесь на «За рулем» в