Возвращение хрустальной шины

Возвращение хрустальной шины

Не только победа здесь престижна, почетно само участие. Таковы европейские «24 часа Ле-Мана», африканский «Дакар», американская «Инди-500».

В российском автоспорте таким состязанием, бесспорно, стала зимняя трековая «Гонка звезд» на призы «За рулем». Ее справедливо считают мерилом спортивного мастерства и зрительских симпатий. Несколько поколений советских и российских гонщиков мечтали поучаствовать в споре сильнейших на ледяной дорожке. Имена победителей «Гонки звезд» вошли в историю отечественного автоспорта – их называют сегодня с уважением и трепетом. Не случайно почетными гостями «Гонки звезд» в разные годы были президенты Международной автомобильной федерации француз Жан-Мари Балестр и англичанин Макс Мосли. Другие отечественные гонки такого пока не удостоились.

КАК ЭТО БЫЛО

Журнал «За рулем» дал старт своей «Гонке звезд» в 1978 году. Многое тогда было впервые. Участников редакция приглашала персонально после тщательного отбора кандидатур. Она предложила и остросюжетную схему с быстротечными заездами – три-четыре круга в зависимости от характера трассы, где результаты определялись по сумме набранных гонщиками очков. Каждый выходил на старт по шесть раз и каждый дважды встречался с каждым!

К слову, «зарулевская» система заездов оказалась настолько привлекательной, что со временем стала единой для всех трековых гонок – нынешние чемпионаты и Кубки России проводят в точности так же, как первую «Гонку звезд–78».

С самого начала она обрела свои, оригинальные призы. И главным из них (переходящим) начиная с 1984 года стала многим знакомая пурпурная хрустальная шина, сработанная на родине российского хрусталя в Гусь-Хрустальном – в том году гонка прошла на местном озере, собрав на его берегах, можно сказать, весь город.

В первые годы масла в горнило гонки ЗР подливало яростное соперничество заводов – Москвы, Тольятти, Ижевска. Оно затихло лишь с приходом в автоспорт непобедимой вазовской «восьмерки» – на нее мало-помалу пересели тогда все гонщики в стране.

В 1989-м впервые на «Гонку звезд» пригласили иностранных пилотов: приехали финны на хорошо подготовленных иномарках – их технический перевес оказался слишком явным. А несколько лет спустя – в 1994-м гонка прошла в два этапа – в Ижевске и Москве. И победитель ее – Владислав Штыков первым из советских гонщиков выступал здесь на иномарке – «Опеле-Корса». На этом история, увы, временно оборвалась – хрустальная шина заняла место в главном кабинете редакции.

Сообщение о том, что «За рулем» возрождает свою фирменную «Гонку звезд», было принято на ура. Колеса завертелись! Телефоны редакции месяц разрывались от звонков. Где, когда? Кто поедет? Какие призы? Впору было включать автоответчик: 19 февраля 2006 года, Раменский республиканский ипподром. Главный приз – та самая хрустальная шина.

ЧЕГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО

«Гонка звезд» вернулась не в первозданном виде, а с интереснейшим дополнением – суперфиналами, где участники стартовали на одинаковых машинах «Лада-Калина». Победил в суперфиналах – победил в гонке. Но сначала все персонально приглашенные на своих машинах откатали в мощной компании трудную программу по таблице «16 заездов, 16 участников». Все выступали на автомобилях группы N-1600: «Ситроен Саксо», «Хонда Сивик», «Фольксваген Поло», «Ситроен С2». Редакция пригласила и других звезд: героев «Дакара» Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, призера гонок чемпионата FIA GT Алексея Васильева, лучшего гонщика России 2005 года Виталия Петрова. На старте мы их, увы, не увидели. По одной, можно сказать, причине – не оказалось, как они сообщали, подходящей техники.

Ничего не попишешь – за минувшие десять с лишним лет многое изменилось. Времена, когда все наши асы зимой и летом выступали на одинаковых «восьмерках», ушли безвозвратно. Сегодня гоночную моду диктуют иномарки и добиться равных условий на разных машинах еще труднее, даже если они и подготовлены в рамках одного технического регламента. К примеру, у «Хонды-Сивик» от рождения есть небольшое преимущество над «коллегами» по группе N-1600 – регулируемые фазы газораспределения (VTEC). У других что-то свое.

И все же журнал нашел возможность уравнять шансы сильнейших – договорился с АВТОВАЗом (скажем ему большое спасибо), и тот предоставил шесть одинаковых «калин», подготовленных спортивным департаментом завода (двигатель 1,4 л, около 110 л. с., каркас безопасности, максимальное облегчение кузова). Заметим, такой серийный хэтчбек ВАЗ-1119 в продажу еще не поступал, так что зрелище только по одной этой причине стало уникальным.

ЧТО ЕЩЕ БУДЕТ

Под стать накалу гонки с суперфиналами на «калинах» были и призы: победителю, помимо вернувшейся знаменитой хрустальной шины, полагался «Ситроен С2». Впрочем, трудно сказать, что в данном случае дороже для мастеров такого класса – сама победа или ее материальное выражение. Но, наверно, пора взглянуть на гонку не только со спортивного ракурса.

Весьма примечательно: новый председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Артяков, приехавший на «Гонку звезд», прежде всего хотел услышать от победителя – Алексея Дудукало ответ на вопрос: как «Калина»? Не гонка, не результат, не приз – каков автомобиль! Если хотите, в этом примета времени.

Старый неповоротливый автопром уходит со сцены. Его ждет коренная ломка, и прежде всего на ВАЗе. Не забудем еще, что в Питере строит завод «Тойота», в Подмосковье осваивают стройплощадку для «Фольксвагена», что пришли уже со своими инвестициями «Форд», «Шевроле», «Рено» и выпускают здесь автомобили. А каждый, кто таким образом становится частью российского автопрома, кровно заинтересован представить свои марки в лучшем виде через автоспорт, через гонки. Так что не будем удивляться, если через год почин АВТОВАЗа, выставившего в финал нашей гонки шесть новых «калин», подхватят его соперники и мы будем аплодировать «чужим» маркам.

Сегодня в российский автопром понемногу пришла здоровая конкуренция «своих» и «чужих», открытое соперничество, и возрождение «Гонки звезд» оказалось как нельзя кстати. Ну а что, если сравнить на ледовой трассе наших гоночных звезд с зарубежными, да на одинаковых машинах? Почему бы не помечтать? Ведь и в возвращение «Хрустальной шины» мало кто верил.

На «Гонку звезд-2006» компания «Бош» учредила специальные призы. Отделение «Диагностическое оборудование» наградило профессиональным пусковым устройством механиков команды «Корус» за восстановление машины Валерия Павлова, а отделение «Блаупункт» отметило призеров комплектами динамиков.

Подпишитесь на «За рулем» в