Тест UAZ Patriot, Great Wall Deer G3, Сhevrolet Niva. Утонувшие в снегах

Тест трех вседорожников UAZ Patriot, Great Wall Deer G3, Сhevrolet Niva. Испытание снежной целиной.

Это в начале января, в теплом кабинете все казалось интересным и понятным. Дескать, поставим рядком три вседорожника и ну штурмовать скоростную дорогу автополигона – кто дальше уедет. Зимой-то ее не чистят – зачем? Помнится, еще сетовали: снега маловато, да и местные охотники проложили с краю отличнейшую дорогу, где даже легковая проедет.

И тут запуржило, завьюжило – пришлось спешно вносить коррективы. Оказалось, ехать можно лишь по той, «охотничьей» дорожке, почти идеально укрытой тридцатисантиметровым слоем снега. В остальных местах – полметра и выше, там обычные вседорожники не пройдут. Поэтому решено: строимся друг за другом, с помощью снегохода и «джи-пи-эски» делим дорогу на равные отрезки и, по очереди меняя лидера, движемся вперед. Естественно, все шишки при этом достаются головной машине; пройдя два километра, она отправляется «отдыхать» в хвост колонны. Так лучше удастся учесть переменный рельеф дороги. Остальные страхуют, помогая в случае чего выбраться задним ходом.

«КОЗЕЛ», «ШНИВА» И «КИТАЕЦ»

Пусть не обижаются создатели. Эти прозвища столь прочно укоренились в народе, что без них не обойтись. Конечно, времена меняются, преображаются и извечные соперники.

«Патриот» – это большой, просторный автомобиль, неплохо оснащенный всеми благами цивилизации. В его активе «моментный» двигатель, комфортные энергоемкие подвески, сбалансированная трансмиссия с жестко подключаемым передним мостом. Конечно, «мужское» начало все еще присутствует в виде нешуточных усилий на педалях и отдельных органах управления, чувствуется в неторопливости реакций на дороге. Тем не менее, пообщавшись с УАЗом пару часов, начинаешь испытывать к себе и машине невольное уважение, проникнувшись серьезностью происходящего. Увы – мнение о «Патриоте» меняется, когда сталкиваешься с его низким качеством… Еще до старта развалился механизм регулировки спинки у водительского сиденья, потек радиатор, перетерся шланг. Об остальном мы уже писали.

«Шевроле Нива» с потребительской точки зрения куда универсальнее: почти легковой автомобиль, легкий, подвижный, маневренный. К ней не надо привыкать и приспосабливаться – настолько логичны взаимосвязи, продуманна эргономика, радуют комфорт и качество материалов. Хотя без придирок не обойтись. На необкатанной машине очень раздражают вялый двигатель, стуки и подвывания в трансмиссии – какой тут «Шевроле»…

С другой стороны, перед нами полноценный вседорожник, вооруженный не только постоянным полным приводом, но и раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом.

«Грейт Уолл Дир G3» – наш перевод: «Олень с Великой Стены». Можно выискивать в его очертаниях сходство с «японцем» 10–15-летней давности. Однако нам это не важно: гораздо больше интересует, как поведет себя выходец из Поднебесной на бездорожье. Ведь после обкатки он не вызвал нареканий. Вернее, они свелись к жалобам на неудобную посадку водителя и пассажиров, громоздкий руль, узкие подножки. Но это уже известные особенности «китайца» – остальное-то без замечаний. А внедорожные качества пикапа подкреплены не только полным приводом с жестко подключаемым передним мостом, но и удачной развесовкой, и внушительным дорожным просветом.

ДВЕНАДЦАТЬ НА ТРОИХ

«Шевроле Нива». Пониженный ряд, первая передача, мобилизованы все резервы трансмиссии. По тому, как на 3500–4000 об/мин напряженно ревет двигатель, чувствуется – автомобилю неимоверно тяжело. Передний бампер вздымает буруны снега, отбрасывая их на ветровое стекло. Позади четыреста, пятьсот, шестьсот метров, и… «Нива» беспомощно замирает, нагребая перед собой стену. Как выяснится потом, ей, стартовавшей первой, достался один из самых тяжелых участков. Буксовать нельзя: под колесами тут же образуется ледяная корочка – на ней мощные грунтозацепы покрышек становятся бесполезными. Задний ход, затем разгон и вновь медленное продвижение. Постепенно глаза начинают «чувствовать» глубину снежного покрова, выискивать почти незаметные перепады. И автомобиль откликается на рождающееся взаимопонимание. Конечно, запаса по проходимости никакого – малейшая ошибка, перемет, и приходится пятиться. Попытались взять препятствие нахрапом – «Нива» зависла на сугробе, покорно ожидая помощи. На следующем участке ей заметно легче. Появляется послабление в управлении тягой, можно попробовать порулить. Надо отдать должное автомобилю, в этих условиях он довольно чуток к командам водителя и почти не реагирует на изменение поперечного уклона дороги. Более того – он еще и комфортен, хотя запас по тяге явно на пределе.

«Грейт Уолл». Рывок на первой такой, что кажется – этим пикапом можно сдвинуть танк. Естественно диапазон понижающей передачи короток, поэтому сразу вторая, а затем и… третья. Странное ощущение – сменив автомобиль, ты полетел, помчался, как на крыльях. Потом мы разглядим, что «китаец» очень грамотно уминает снег защитой и передней балкой, давая свободу для всего остального. А пока кажется – он неудержим.

Но вот изменилась плотность покрытия – и сразу третья передача уступила место второй, завибрировала трансмиссия. «Грейт Уолл», буксуя, начал активно рыскать – коррекция доходит до полуоборота рулем. Да-а-а, и этому тяжело, хотя у него возможностей больше. На поперечных уклонах дороги (кольцо ведь профилированное!) он норовит соскользнуть к внутреннему отбойнику, требуя от водителя напряженной работы рулем и газом.

«УАЗ Патриот». О комфорте быстро пришлось забыть. Рев мотора перекрывают подвывания чего-то там, а вибрации от переднего моста вытряхивают душу. Но тем не менее едет! Первая передача, вторая – на третьей ему уже тяжело: чувствуется иная настройка трансмиссии. УАЗ бесхитростно чертит глубокие борозды в снегу редукторами мостов – ведь именно они определяют его минимальный дорожный просвет.

А ведь в качестве «проходимца» тоже хорош, хотя и его немилосердно мотает из стороны в сторону. Водитель, как заведенный, крутит баранку, пытаясь нащупать оптимальную траекторию. Мы уже давно на первой; попав на профилированный участок, «Патриот» резко виляет кормой, развернувшись градусов на тридцать, и натужно начинает торить колеи обеими осями. Кузов звенит от вибраций, вой раздатки становится нестерпимым и вдруг – удар и тишина: вышибло понижающую. Отбойник совсем рядом, назад не получится, тогда вперед! И он выбирается, медленно, тяжело преодолевая коварный участок. Да, предпосылка скверная: по мере завершения маршрута раздаточная коробка все чаще напоминает о себе. А ведь завтра еще один день бездорожья.

10 ЧАСОВ НАДЕЖНОСТИ

Позади предварительный утренний осмотр машин, подсчет первых потерь. Удивительно, но все трое просто молодцы. На «Шеви-Ниве» появилась течь масла из сальника редуктора заднего моста. «Патриот» потребовал почти поллитра моторного масла. А вот с «Грейт Уоллом» механики провозились минут тридцать: пришлось перетягивать хомуты чехлов на ШРУСах переднего моста – из-под них вовсю выдавливалась смазка. Похоже, это заводской дефект – следствие невысокого качества сборки. Следующее испытание – езда по уже проторенной дороге, но с постоянным смещением в более глубокий снег. Мы хотим как можно интенсивнее нагрузить двигатели и трансмиссии, наматывая круг за кругом. Колея за ночь подмерзла, снег уплотнился – нельзя сказать, что ехать стало легче. На первый круг уходит 2 ч 23 мин, из которых больше половины мы выкапываемся и выдергиваемся. Общие тенденции сохранились: «Патриот» и «Грейт Уолл» лихо соперничают, а «Нива» тяжело плетется в хвосте колонны. Попытка штурмовать на ней настоящее бездорожье мгновенно заканчивается фиаско. Для нагрузки этому авто вполне хватает колеи, свежевспаханной остальными.

«УАЗ Патриот». Гены давнего «проходимца» берут свое. «Большой» лихо таранит полуметровые сугробы, вовремя выбираясь на проторенную дорогу. Жаль только, обнадеживает он больше, чем может на самом деле. Кажется, вот сейчас, уже «на грани» машина сумеет преодолеть трудный участок, рванет из последних сил. Не получилось? Тогда пробуем назад. Но вот засада: мосты-то глубоко в снегу, поэтому и задним ходом часто не получается – приходится прибегать к помощи тягача.

Тем временем раздатка воет все громче и жалостней, а самовыключения становятся постоянной проблемой. Подоспевшие специалисты с УАЗа грустно комментируют: дескать, неправильная сборка механизма переключения и, как следствие, недовключение понижающей передачи. Скорее всего, раздаточная коробка доедет до финиша, но ее замена необходима.

«Грейт Уолл». Пожалуй, он чуть увереннее едет по глубокому снегу, а главное, куда охотнее выбирается из него задним ходом. Да чуть напряженней тепловой режим двигателя, стрелка слишком вольно гуляет в зоне критических температур. Но ведь машина не ломается и мотор не закипает!

И вдруг в салоне – едкий сизый дым. Сцепление? Двигатель? Оказывается – нейтрализатор, расположенный слишком близко к кузову, да к тому же в ногах у водителя. Он-то и устроил «пожар», подплавив тканевый коврик и антикоррозионное покрытие. Очевидно, теплоотражающий экран здесь необходим.

К концу заездов вдруг напоминает о себе «Шеви-Нива». Переключать передачи в ее основной коробке все труднее. От былой четкости не осталось и следа, рычаг упирается, словно в вату. И вдруг – бац, еще новость: из всех передач осталась только пятая, да и она не выключается... Похоже, пора заканчивать. Неожиданно «Нива» оживает и до гаража добирается своим ходом. Потом дефект повторяется. Детальный осмотр не выявил внешних повреждений – что-то сломалось внутри, в самом механизме переключения.

СО ЩИТОМ

Мы отправляемся домой. «Шевроле Нива» – сразу на сервис, для выяснения причин поломки, остальные в редакцию. Можно считать, машины выдержали, однако требуется тщательный осмотр.

«Грейт Уолл». Результат очень неплох, даже хорош. Правда, к «доработанным» чехлам ШРУСов добавились «отвязавшаяся» опора глушителя и перегрев пола в ногах у водителя. Последнее, как вы понимаете, следствие жестких режимов движения.

«УАЗ Патриот». В дополнение к «умирающей» раздатке появилась течь масла по задней крышке коробки передач. Двигатель, наоборот, свой масляный аппетит умерил и на второй день долива не потребовал.

«Шевроле Нива». Разобрав коробку передач, обнаружили износ штоков включения III–IV и V передачи. Что с ними произошло за 2500 км, для нас и сервисменов осталось загадкой; последние робко предположили, что это дефект завода. А посему отремонтировали по гарантии, заменив и подтекавший сальник редуктора. Кроме этого, защитный кожух двигателя (кусок декоративной пластмассы, прикрывающий мотор сверху) натер глубокие риски на резиновом шланге системы охлаждения. Похоже, какая-то деталь была неправильно установлена.

В ЗИМНЕМ МАРАФОНЕ ЗР ТРИ ВСЕДОРОЖНИКА СОРЕВНОВАЛИСЬ В ПРОХОДИМОСТИ И НАДЕЖНОСТИ. ПОБЕДИТЕЛЕМ ВЫШЕЛ «ГРЕЙТ УОЛЛ ДИР G3», ВТОРЫМ – «УАЗ-ПАТРИОТ», НА ТРЕТЬЕМ МЕСТЕ «ШЕВРОЛЕ-НИВА».

Шины «Гудьир-Рэнглер АТ/R». Для корректного сравнения вседорожников очень важно было обуть их в шины одной модели. Ведь «правильная» покрышка для «проходимца» – это иногда половина успеха. В своих поисках мы перебрали немало вариантов. Оказалось, что в рамках одной модели довольно сложно подобрать размерности, рекомендованные заводами-изготовителями для тестовых машин. Выручила компания «Гудьир Раша» – предложила довольно интересную универсальную покрышку Wrangler AT/R, оказавшуюся весьма подходящей для наших экспериментов. Предназначенные скорее для грязи, эти шины хорошо зарекомендовали себя в рыхлом снегу, позволив осуществить задуманное.

СЛОВО – ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

В качестве наблюдателей на «Первенстве заводской марки» побывали представители фирм-участников. Опустив благодарности в адрес «За рулем», мы приводим вкратце комментарии людей, более других заинтересованных в победе той или иной машины…

Константин Байшев,

Команда ЗР постаралась максимально убрать все субъективные факторы, и это сделало соревнование еще более зрелищным, дало беспристрастность в оценках. Конечно, необходимо учитывать объективные отличия. Изначальный критерий выбора автомобиля – цена, и здесь «Шевроле Нива» выгодно отличается от соперников.

Подобные тесты нужны всем – и производителям, и потребителям. Первые должны поспешить внести изменения, а вторые могут, не выходя из дома, оценить, какой все-таки автомобиль им нужен. Выигрывают в данном случае все: ведь после таких мероприятий на рынке появляются хорошие автомобили.>

Андрей Матвеев,

Для специалистов автомобильного бизнеса очень важна возможность сравнивать свои автомобили с моделями-конкурентами, что называется, «живьем». Первенство заводской марки дало весьма полезный опыт: я своими глазами увидел достоинства и недостатки всех автомобилей, а главное, услышал мнения и комментарии профессионалов высочайшего класса – испытателей ЗР.

Для нашей компании подобные мероприятия важны вдвойне. Ведь мы предлагаем автомобили, с которыми российские покупатели еще только знакомятся, поэтому отзывы о моделях позволяют нам лучше понимать потребности отечественного рынка.

Андрей Котерев,

Идея этого теста не нова. Однако «За рулем» предложил чистые условия сравнения: машины были обуты в одинаковые по модели и рисунку шины. В таких условиях можно наглядно увидеть, как ведут себя машины на том или ином виде покрытий, и сделать выводы, какая конструкция автомобиля в данном случае предпочтительнее.

Мне поначалу казалось, что по таким сугробам можно проехать только на снегоходе. Но UAZ Patriot довольно уверенно справлялся со снежным бездорожьем. Это порадовало! Как-то поведут себя автомобили на других покрытиях? Весна уже близка – возможно продолжение.

Подпишитесь на «За рулем» в