Евро V: эмиссия выполнима

Евро V: эмиссия выполнима

Она выстроила новое семейство двигателей вокруг общей для всех моторов камеры сгорания, потратив немало денег и времени на отладку рабочего процесса. Теперь у них унифицированные 24-клапанные головки и поршни единого диаметра – 127 мм. Рядную 9-литровую «шестерку» турбодизель DS9 заменят «пятеркой», сохранив объем. Для уравновешивания пришлось установить два балансирных вала в нижней части блока цилиндров. По утверждению шведов, «лишние» узлы не сократят ресурс (обещают два миллиона километров). Шестицилиндровый мотор с унифицированными деталями становится уже 11-литровым, а с увеличенным на 17 мм ходом поршня достигает объема 12 литров.

Уже три года как сняли с производства V-образные 14-литровые «восьмерки». Теперь разработали новые моторы V8, и с унифицированными поршнями объем вырос до 16 литров. Благодаря модульной конструкции новое семейство проще обеспечить запчастями и обучить механиков особенностям ремонта. Всего получилось 22 модификации двигателей мощностью от 230 л. с. у «пятерок» до 620 л. с. V-образной «восьмерки».

У современных дизелей цикловая подача топлива на холостом ходу почти в 10 раз меньше дождевой капли, и ту для мягкой работы приходится делить на две порции – предварительную и основную, примерно 1:5. Обычный ТНВД так тонко не сработает, только электроника!

В отличие от конкурентов – сторонников индивидуальных ТНВД для каждого цилиндра или «коммон рейл», «Скания» хранит верность насос-форсункам. На «пятерках» и «восьмерках» они с давлением впрыска 1800 кгс/см2. У шестицилиндровых давление еще выше – до 2500 кгс/см2. Все новые моторы оснащены рециркуляцией отработавших газов EGR, предварительно охлажденных. Подмешивание их к питающему воздуху снижает температуру цикла и тем самым образование окислов азота – это здорово, но уменьшается концентрация кислорода в камере сгорания – это плохо. Падает мощность, растет расход топлива. Нашлась палочка-выручалочка – турбокомпаунд, давняя разработка «Скании». Часть отработавших газов раскручивает вторую турбину, установленную после турбокомпрессора. Через двухступенчатый редуктор и гидромуфту она возвращает около 50 л. с. на коленвал, в результате мощность и расход остаются на уровне двигателей в исполнении Евро III, а эмиссия соответствует уже Евро IV. Тут есть чем гордиться инженерам «Скании». Ведь конкуренты добиваются Евро IV впрыском раствора мочевины (технология Blue Tech).

Евро V планируют ввести с октября 2009 года. В Европе эксплуатация грузовиков, уже сегодня отвечающих будущим требованиям, позволяет получить льготы в налогообложении и дорожных сборах. Без раствора мочевины с Евро V не справиться и «Скании». «Озеленили» мочевиной двигатели V8 и 12-литровую «шестерку». Мощность упала с 470 до 420 л. с.

Что ж, транспорт всегда вызывал экологические проблемы. На рубеже XIX и ХХ вв. мэрия Лондона была всерьез озабочена уборкой навоза от множества конных экипажей. Чадящий автомобиль казался тогда спасением от этой напасти…

Подпишитесь на «За рулем» в