Вихри прохладные

Вихри прохладные

Разница была лишь в химическом составе хладагента: когда-то применяли фреон, потом перешли на более экологичный хладон R-134, сейчас планируют сжижать-испарять углекислый газ CO2. Но нельзя ли обойтись без подобных процессов? Известны попытки использования эффекта Пельтье — так работают автомобильные холодильники. Увы, КПД этих устройств настолько низок, что для эффективного охлаждения салона потребуется отобрать у двигателя слишком много киловатт.

Решение, найденное и запатентованное московским ООО «Инвент-Эко», поражает неожиданностью и простотой. Вместо хладагента — обычный воздух. Но его не сжижают, а просто… закручивают вихрем в простейшей трубке. Оказывается, в таком торнадо однородный по температуре воздух расслаивается: вдоль оси вихря собирается горячий, а на периферии трубы — холодный. Остается лишь вывести нужный поток наружу и использовать для охлаждения (или отопления).

Все вроде бы хорошо, но где взять исходный сжатый воздух для работы вихревой трубки? Для этого хватит пары процентов того потока, который создает штатный турбокомпрессор, работающий за счет дарового потока выхлопных газов. (Это, правда, ограничивает область применения нового кондиционера, хотя на большинстве дизельных моторов, в том числе легковых, как раз и применяется наддув.) Стендовые испытания показали: при разности давления на входе и выходе из трубки 2 атм воздух с температурой 25°С разделяется на потоки с температурами +38 и —2°С. Холодную струю из соображений экологии направляют в теплообменник, где он отбирает тепло у чистого забортного воздуха. В итоге кондиционер легко обеспечивает понижение температуры в салоне на 10°С — отличный показатель. При этом используются серийные радиаторы-теплообменники, нужно лишь выточить немудреную трубку из алюминиевого сплава.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии