А кому сейчас легко?

А кому сейчас легко?

Если забыть о приличиях и попытаться подслушать о чем шептались в кулуарах VIP-гости, то обнаружилась бы удивительная вещь: основной темой были не автомобили, а… автопроизводители. Вероятно, способствовала этому не вполне удавшаяся акция «солдат солидарности», пытавшихся сорвать или хотя бы помешать праздничной церемонии открытия автосалона. Но… давайте обо всем по порядку.

Итак, речь идет о крупнейшем в США профсоюзе работников автомобильной промышленности UAW. Часть его членов – те самые «солдаты солидарности» - решили привлечь внимание общественности к своим проблемам. Надо сказать, много шума акция не наделала. 500 – 700 демонстрантов с плакатами «Ни доллара, ни десятка центов! Уменьшение зарплаты – преступление!» полиция без особого труда удерживала на почтительном расстоянии от входа в Кобо-Холл. Почему же на такое «святое дело» не удалось вывести весь профсоюз?

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, ЖИВИТЕ БОГАТО…

Основы нынешнего кризиса американского автопрома заложил еще… старик Генри Форд - отец основатель одноименной империи. Тогда он выдвинул лозунг: «Каждый рабочий должен получать не меньше 5 долларов в час, иначе, кто купит готовые автомобили?» Постепенно эти пять «зеленых» превратились в двадцать пять – именно столько принято платить в американской автопромышленности. Эта впечатляющая цифра, однако, далеко не все, чего постепенно добились профсоюзы от работодателей. Фирмы щедро оплачивают медицинские страховки и пенсии своих работников. Настолько щедро, что себестоимость каждого автомобиля «Дженерал моторс», например, возрастает на 1500 долларов!

Так, однако, имеет место быть далеко не везде. Это – «северный коэффициент». В южных штатах, таких, как Теннесси и, тем более, Кентукки, почасовая зарплата автосборщиков составляет всего 13 долларов. Как говорится, почувствуйте разницу! Эту разницу и почувствовали, прежде всего, конкуренты. Недалеко от Спринг Хилла возникла южная столица автомобильной промышленности, но не США, а, скорее, Европы и Японии. Тут вольготно расположились предприятия БМВ, «Тойоты», «Хонды», «Ниссана», «Даймлер-Крайслера», «Вольво», хозяева которых к тому же не связаны столь разорительными обязательствами перед рабочими. И вот наступил момент, когда быть здоровым и богатым одновременно (да еще за счет фирмы!) не получается.

КОНЕЦ АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ?

Первой пала под ударом неумолимых экономических законов «придворная» фирма-поставщик «Дженерал-моторс» «Делфай». А ведь еще в 1999 году она с помпой выбросила на Нью-Йоркскую биржу 100 миллионов своих акций. (Это событие на нашем снимке.)Фирма (имеется в виду лишь американское отделение!) «понарошку» объявила себя банкротом. Дело в том, что по законам США только такой шаг позволяет начать переговоры с профсоюзами о пересмотре коллективных договоров об уровне зарплаты, пенсиях и страховках (в сторону уменьшения, разумеется). И гром грянул: вместо 25 долларов рабочим «Делфай» предложили согласиться на… 9,5. Или – выметаться на улицу. Кстати, девять пятьдесят – уровень почасовой зарплаты работников закусочных «Мак-Дональдс». А разве они напрягаются меньше рабочих-автомобилестроителей?

На «Делфай» процесс, конечно же, не остановится. Тот же «Вистеон» (поставщик «Форда») выживает пока лишь за счет помощи своего главного заказчика. Но теперь и самим заказчикам становится туго. Поговаривали в детройтских кулуарах и о возможном «банкротстве» «Дженерал моторс» и «Форда»! Это, хотя и нанесет сильнейший удар по имиджу компании, но позволит хотя бы в среднесрочной перспективе решить проблемы высокой себестоимости продукции.

Можно сказать, что американская система социального страхования терпит фиаско. Но, позвольте, разве в Европе рабочие не имеют, например, медицинских страховок? Имеют, конечно, но… за чей счет банкет? Там львиную долю этих расходов берет на себя государство. Из… налогов.

ДЕШЕВЛЕ И МЕНЬШЕ

Тем временем фирмы не перестают искать сиюминутного выхода из сложившейся ситуации. Чтобы сделать свои автомобили конкурентоспособными, на «Джи эм» объявили о снижении цен на 57 из 76 выпускаемых моделей 2006 – 2007-го модельных годов. В среднем «Шевроле», «Бюики», GMC и «Понтиаки» стали дешевле на 1300 долларов, а некоторые аж на 3000! Но вот «Сатурн», СААБ и «Хаммер» остались в цене. Возможно, однако, это их пиррова победа. Крупнейший (9,9%) акционер GM Керк Керкорян (Kirk Kerkorian) предпринял громкий демарш: он избавился от 12 миллионов своих акций, притом с большими потерями. Дождавшись общественного резонанса, обвала курса и обвинений в некорректном поведении, г-н Керкорян объявил затем, что готов выкупить их обратно, плюс приобрести еще столько же, если концерн предпримет радикальные шаги: избавится от убыточных марок СААБ и «Хаммер» и уменьшит вдвое выплаты дивидендов (сейчас они установлены в $2 на каждую из 566 млн. акций)! Руководство концерна не стало особенно упираться – и дивиденды снизили, и свою личную зарплату Президент Рик Вагонир уполовинил (замам – на треть). Теперь есть с чем аппелировать к профсоюзам…

Что до «Сатурна», тут дело в другом: отныне эти авто будут использовать платформу «Опеля» - самой успешной марки концерна. И, может быть, янки все же оценят прелесть небольших европейских машин – цены на нефть помогут это сделать!

Что ж, время покажет, чем все закончится. Долго ждать, по всей видимости, не придется!

Подпишитесь на «За рулем» в