В погоне

В ПОГОНЕ

«СБОР „ТОЧЕК“. 2 ЧАСА НОЧИ, —21°С, УССУРИЙСК

Уже битый час мы петляем по этому темному и запутанному городу безо всякого толку. Красная стрелка на экране ноутбука показывает, что заветная цель где-то совсем рядом, но колеса пикапа то и дело утыкаются в рельсы очередной железнодорожной ветки. Такое ощущение, что этот город опутан железными дорогами! И спросить-то не у кого! Вдруг видим — навстречу бредет мужчина в спецовке путевого рабочего.

— Добрый вечер! — вежливо обращается к нему штурман. — А не подскажете, где у вас тут стоит паровоз, в котором сожгли Лазо?

Железнодорожник внимательно смотрит на Андрея, на наш вседорожник, разукрашенный рекламными наклейками, потом вдруг отвечает вопросом на вопрос:

— А вы сами-то откуда?

— Из Москвы!

— А, тогда понятно… — звучит, как диагноз. Действительно, кому еще понадобится среди ночи искать памятник героям гражданской войны? — Езжайте налево, через тоннель — и сами увидите.

— Спасибо! — и мы срываемся с места.

Есть очередная «точка»! Короткая остановка, фотографируемся на фоне черной громады паровоза и едем дальше — до финиша осталось чуть меньше 200 км, чуть меньше трех часов и еще три точки культурной навигации….

Вторая «Экспедиция-Трофи» — трансконтинентальная гонка на вседорожниках — стартовала 23 февраля 2006-го от маяка Белокаменный в Мурманске; участие в ней приняли 28 команд. В каждой — двое мужчин и одна женщина. Главный приз — 10 кг золота. За него боролись экипажи из России, Латвии, Великобритании и США. В этом году появилась новая номинация — «Культурная навигация». Участники должны были не просто пройти за определенное время каждый из семи этапов (скажем, Пермь — Новосибирск или Хабаровск — Владивосток), но и обнаружить некое количество точек, находящихся вблизи маршрута. Например, начало знаменитой «Осударевой дороги», уникальная Кунгурская пещера в Пермском крае, могила легендарного проводника Дерсу Узала или тот же паровоз в Уссурийске. В поисках некоторых из них приходилось отклоняться от основных федеральных трасс на расстояние до 400 км. Но дело это оказалось настолько увлекательным, что даже выбывшие из «золотого зачета» команды с маршрута не сходили и продолжали искать!

ЛЮДИ И ВРЕМЯ. 6 УТРА, —17°С, ЧИТА

Сегодня у всех участников гонки редкая возможность для отдыха. Вчера с утра был непростой спецучасток на озере Байкал: за два часа по приборам надо было найти спрятанные в торосах оранжевые метки. Потом почти сто километров по льду озера с черепашьей скоростью в колонне. Это выматывает больше, чем обычная дорога. Как только выбрались на берег, некоторые экипажи рванули с места в карьер… Результат плачевный: один вседорожник улетел в кювет, другой — въехал под лесовоз. Слава богу, все живы и целы, но для их экипажей гонка закончилась…

Остальные махнули в ночной перегон до Читы (это около 1000 км, если по прямой, а ведь надо еще и «точки» собирать). К установленному времени на стадион успели не все: лидер гонки — команда «Ночные волки» опоздала на 6 минут и из зачета выбыла. Другие участники получили редкую возможность отдохнуть — к их услугам были три душевые кабинки и тоненькие матрасы на полу спортивного зала. Честно говоря, мы давно так сладко и с удовольствием не спали! При этом на соседнем лежаке посапывал человек, про которого точно знали, что он долларовый миллионер.

Среди участников самые разные люди, в первую очередь, представители среднего класса, сделавшие карьеру и себя: бизнесмены, банкиры, менеджеры… Для них существовало два пути, чтобы попасть в экспедицию. Первый — пройти региональные отборочные соревнования, где победители получали право на участие в приключении и в придачу — «казенный» вседорожник «Mitsubishi L200». По второму пути пошли корпоративные команды на собственных машинах — они заплатили вступительный взнос (говорят, очень немаленький). На трассе же все были равны, но не все оказались готовы к испытаниям. Так, еще в Перми вышли из борьбы британские представители сборного экипажа «Йоркширские терьеры», сославшись на сильную усталость. Англичане не были подготовлены к жестким условиям, недосыпу, трудностям дорог … 

МЫ И «АДМИРАЛ». 4 ЧАСА УТРА, —38°С, ГДЕ-ТО В РАЙОНЕ СТАНЦИИ СКОВОРОДИНО

Уже более десяти часов как мы едем по строящейся трассе Чита-Хабаровск. Сначала нас приняла добротная дорога (местами грунтовая), по которой наш пикап буквально летел со средней скоростью под 100 км/ч, но удовольствие окончилось довольно быстро. На границе Читинской и Амурской областей — грандиозная стройка, работы не прекращаются даже ночью почти в 40-градусный мороз! Со стороны очень красиво — в свете прожекторов работают фантастические громадные дорожные машины, туда-сюда снуют скреперы, грейдеры, гигантские самосвалы… В жизни же несколько отрезков трассы (вернее, того, что когда-то будет трассой) общей длиной около 200 км даются огромным трудом и напряжением, даже для подготовленного экипажа на настоящем вседорожнике. Приходится лавировать между строительными машинами, преодолевая завалы и откосы, объезжать самые непроходимые участки по таким дорогам, что не снились многим опытным раллистам.

«Апофеозом» стал крутой, почти двухкилометровый обледенелый подъем на перевал высотой более 1000 м, где две машины разъехаться не могли по определению. Брать его можно было только с ходу: слева — крутой обрыв, справа — отвесная скала, и не дай бог, кто-то вдруг поедет навстречу… Тогда — или прыгать в пропасть, или лезть на стенку. При этом участники экспедиции двигаются поодиночке, и на ночной пустынной дороге, где нет никакой связи, каждый отвечает сам за себя.

От непрерывной тряски и мороза на нашем пикапе между Читой и Благовещенском наполовину отказала печка — видимо, «зависла» одна из заслонок. И если в ноги водителю дул теплый воздух, то штурману доставался поток ледяного. Когда за бортом —38°С, это не слишком радует… Впрочем, и это пережили, а днем удалось неисправность ликвидировать. Иных серьезных проблем с китайским пикапом «Адмирал», на котором от Москвы до Владивостока доехала команда «За рулем» (мы участвовали вне зачета и на золото не претендовали), не было. Подробный рассказ о технике — в следующем номере. «Китаец» держался с достоинством, хотя конкуренция была нешуточной. Основу «парка» экспедиции составляли японские «мицубиси-L200»; было еще несколько вседорожников «Mitsubishi Pajero Sport/»>Мицубиси Паджеро Спорт» и «Тойота-Ленд Крузер». До финиша дошли далеко не все.

ТРИУМФ «МУЛЬТИКОВ». 8 МАРТА, ВЛАДИВОСТОК

А вот победу неожиданно для всех одержала команда из Екатеринбурга «Мульт и Ко» — Вячеслав Филиппенков, Андрей Трукан и Олеся Каримова. Мы все удивлялись, как вообще машина «мультиков» выдерживает такие нагрузки и продолжает ехать! По словам членов команды, они купили старенькую «Тойоту-Хай Люкс Сюрф» 1986 года выпуска за три месяца до старта по смешной цене — 14 тысяч рублей! Ее облегчили «до невозможности», зато оснастили двигателем от спортивной «Тойоты-Селика GT». На предстартовую техническую комиссию в Мурманск ребята приехали практически на сырой машине и чуть было не опоздали. Неродная коробка передач все время барахлила, ее то и дело приходилось ремонтировать, и часть дороги «мультики» проделали на буксире. А на самом последнем этапе Слава Филиппенков эффектно влетел на финиш через высокую насыпь — и выиграл 10 кг чистого золота! Буквально «на честном слове и на одном крыле»… 

А что дальше? Позади у участников гонки 16 900 километров по России, незабываемые приключения и… надежда на то, что экспедиция продолжится. Уже объявили, что теперь «Трофи» меняет формат и будет проходить раз в два года. Однако в следующем, 2007-м стартует новый проект — Expedition Around the World. В гонке «через весь мир» примут участие команды из экспедиций прошлых лет (это будут двухнедельные этапы на разных континентах). Поедем?..

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии