Легковых — почти 26 миллионов!

ЛЕГКОВЫХ — ПОЧТИ 26 МИЛЛИОНОВ!

Вроде бы единая компьютерная сеть ДОБДД наконец-то создана, но работает она по старинке. Данные о состоянии автопарка на 1 января 2006 года в уважаемом департаменте подбивают лишь к началу марта — с появлением сети сбор информации не ускорился, равно как не изменилась и методика подсчета. Как и раньше, автомобили по возрасту делят «по-совковому»: «до 5 лет», «5–10 лет» и «старше 10 лет», хотя во всем мире давно другие критерии («до трех лет», «3–7 лет» и «старше семи»). По-прежнему все легковые автомобили подразделяют на отечественные и иномарки, а последние подают единой группой. (Господи, когда-нибудь они перестанут искажать всю нашу автомобильную статистику?) Пока же приходится в течение нескольких месяцев разбираться с полученной в ДОБДД МВД РФ базой, систематизировать ее, чтобы отделить новые «ниссаны» от 10-летних «ягуаров». К Московскому автосалону мы выпустим очередной наш ежегодник «Россия за рулем — 2005», а пока подведем лишь первые его итоги.

Начнем с того, что, несмотря на неудержимую инфляцию (+12%) и сокращение численности населения, автопарк страны, как и в предыдущие годы, продолжает расти. На 1 января 2005 года он составлял 24 208 019 легковых автомобилей, а на 1 января 2006-го — уже 25 569 713. Таким образом, рост 1 361 694 (+5,6%). Это несколько меньше, чем годом раньше (+7,1%), но в любом случае в Европе по темпам роста у нас конкурентов нет! Пока сбываются прогнозы, по которым к концу первого десятилетия ХХI века в России будет 30–33 млн. легковых автомобилей. Но не станем забегать так далеко, а посмотрим, на чем ездим сегодня.

КЛАССИКА ЖАНРА

И сегодня приходится констатировать: основу нашего автопарка составляют морально и физически устаревшие автомобили, в первую очередь из «классического» семейства АВТОВАЗа. На учете состоит 7713 тысяч прямых наследников «копейки» (30% парка). А вот на второе место впервые вышли иномарки — их уже 5507 тыс. (без пресловутых «запорожцев»), или 21,5% парка. Согласитесь: примечательное событие. На третьем представители семейства «Самара» — их 2646 тыс. (10,3%). Далее идут «волги» — 1602 тыс. (6,3%), рядом с которыми заднеприводные «москвичи» «восьмой», «двенадцатой» и «сороковой» моделей — 1,6 млн. (те же 6,3%). Замыкают список «миллионеров» современные «лады» — «десятки», которых 1293 тыс. (5,1%). Отметим попутно, что в стране, где многие месяцы приходятся на зиму и распутицу, большую часть парка составляют автомобили с задним приводом — их у нас 12,1 млн. (47,3%).

Не радует российский парк и своим возрастом. Только 21,7% всех легковушек младше 5 лет, 27,7% — в возрасте от 5 до10 лет, а 50,6% — старше 10 лет. Это в среднем. Во многих регионах цифры еще более удручающие. Скажем, в Смоленской области 70,7% легковых автомобилей старше 10 лет, а в самой западной и самой продвинутой Калининградской области — и вовсе 80,8% (!). Впрочем, абсолютный рекордсмен тут Магаданская область — 90,4% очень старых машин. Правда, здесь и парк невелик — менее 40 тыс. легковых автомобилей.

Самый же молодой парк — в Москве, Ханты-Мансийском АО и Татарстане, где очень старых машин менее 30%.

Иномарок больше всего в Приморском крае (83%), Сахалинской (82,4%) и Калининградской областях (81%), что неудивительно, а в Ульяновской области их всего-навсего 3,6% (в среднем по стране, напомню, 21,5%). Большинство праворульных сосредоточено, естественно, за Уралом: чем ближе к Японии — тем их больше. Всего таких в России зарегистрировано 1,5 млн. (5,9% всего парка или 27,4% иномарок). В Приморье они составляют 79% парка, в Пензенской области — всего 0,1%, а в парке Кабардино-Балкарии (далеко не самом маленьком — между прочим, больше 100 тыс. легковых автомобилей) нет ни одной «праворукой»! Не принято, наверное, садиться за такой руль настоящему джигиту!

И еще одно обобщение, правда, сделанное на основе данных только о российской составляющей парка (с иностранной будем знакомиться в последующих номерах): наши сограждане очень любят автомобили класса С. Их в нашем парке 14,5 млн. (без иномарок) — 73% отечественного парка!

Более подробную информацию о российском автопарке журнал будет представлять в течение года, а пока некоторые предварительные выводы.

ЧТО ГОД ТЕКУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ

Автомобильный парк России растет очень быстро, но не вполне предсказуемо, в чем вина, конечно же, нашего правительства — никак оно не определится с приоритетами. В прошлом году с высоких трибун зачем-то снова подняли проблему «праворуких» (запретить — разрешить), в результате в страну в спешном порядке ввезли 375 тыс. подержанных «японок» (на 90% больше, чем в 2004-м!). Рынок отреагировал, а в итоге ряд отечественных и зарубежных производителей не смог выполнить план по продажам новых автомобилей. И хотя их доля в конечном счете немного выросла, в среднем парк все-таки постарел…

Недостаточно быстро обновляется парк и по другой причине. За год с учета снято для утилизации чуть больше полумиллиона старых автомобилей. Это очень мало, особенно если учесть средний возраст легковушек в стране. Значит, слабо работают налоговые органы. Впрочем, этот упрек можно отнести и к утилизации автомобильного старья в стране. Но как бы то ни было, через год, видимо, можно будет говорить, что наш парк вплотную приблизился к цифре 27 млн., а число автомобилей на 1000 человек составит 190–200 (сейчас — 180).

Что это будут за машины? Самым многочисленным останется прежний С-класс (кстати, и среди проданных в прошлом году новых машин он занимает ведущее место — 56%). За счет отечественной «Калины» и иномарок вырастет доля городского класса В, больше станет вседорожников (тут вклад в основном «иностранцев»). И еще есть робкая надежда, что наш парк хоть чуть-чуть да помолодеет. Насколько верным окажется этот прогноз — покажет время.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии