Мотор – не чайник

МОТОР – НЕ ЧАЙНИК

Если жидкость закипит – теплоотвод от стенок к пузырям пара станет ничтожен…

Здесь сразу оговорюсь: есть вещи, о которых надлежит иметь хотя бы минимальное представление каждому автолюбителю, сидит ли он за рулем дряхлого «Москвича» или сверкающего «Лексуса». Наши дороги настолько коварны, что любой автомобиль может моментально остаться без масла в двигателе или, например, охлаждающей жидкости… Тогда, хотим мы или нет, поездку придется прервать.

Но вот неприятность, для поверхностного взгляда не очевидная: из-под пробки расширительного бачка бежит струйка горячего «Тосола». Что делать – может, слить излишек? (Бывали и такие герои!) Тут стоит вспомнить азы: если система охлаждения негерметична, в ней не поддерживается предусмотренное конструктором избыточное давление. Оно необходимо, чтобы поднять температуру кипения охлаждающей жидкости (рис. 1). Выигранные 15–20 градусов не дадут «вскипятить» мотор даже при высокой нагрузке в жаркую погоду. Итак, о чем говорит струйка «Тосола»? Система сообщается с атмосферой – значит, кипение начнется практически при 100°С. Тут если и ехать, то очень осторожно, не «педалируя». Иначе…

…Вот тут иная домохозяйка меня перебьет: «Ну и что? Чайник, вон, кипит – а есть не просит!» Заблуждается хозяйка. Если вся водичка испарится, то и чайнику конец. А мотор, во-первых, гораздо дороже. Во-вторых, ему не то что остаться без жидкости, но и доводить ее до кипения – табу! Ведь даже исправная система охлаждения в тяжелых режимах работает на пределе возможностей, когда важна каждая мелочь. Плохо, если грязь или накипь затрудняют передачу тепла от стенок рубашки охлаждения к омывающей их жидкости. Но еще хуже, если жидкость закипит: теплоотвод от стенок к пузырям пара ничтожен – детали двигателя стремительно перегреваются… Не выключишь – возможны серьезные поломки.

На рис. 2, позаимствованном из учебника, показана схема жидкостного тракта и эпюра давлений в нем. Как видите, минимальное – на входе в работающий насос. Очень важно, чтобы здесь не образовались первые пузыри пара, так как они ухудшают работу насоса – он рассчитан на жидкость, а не газ. Помогает ему в работе высоко расположенный расширительный бачок – он создает дополнительный подпор на входе. Если бачок пуст – позор хозяину. Негерметичен – тоже позор!

Но бывают у системы охлаждения «заскоки» похитрей течи «Тосола». Однажды прибыл клиент с жалобой: мотор даже в пробках не перегревается, но стоит перевалить за 100 км/ч – привет! Остановишься – пузыри булькают в расширительном бачке. Дважды поменял термостат, потом радиатор. Не помогло. Вот и примчался к нам.

Сначала попробовали сымитировать «задачку», гоняя мотор на месте, но и при высоких оборотах он не перегревался. Мы поняли, что все дело в нагрузке – на месте-то ее нет. Сняли головку блока, осмотрели и ее, и прокладку – а вот и виновник! Видите (фото 1) «канал», оставленный раскаленными газами? Вот здесь они прорывались при максимальном давлении в камере сгорания – пузыри нарушали и теплопередачу, и работу насоса. К счастью, хозяин оказался человеком разумным, ездил осторожно – сумел избежать коробления головки. Заменили прокладку и отпустили с миром.

Вот такой это «пустячок» – прокладка: может крепко подорвать бюджет владельца. В сервисе держите ухо востро: если вы приехали утром и вам обещают к вечеру «прокапиталить» двигатель – бегите. Жалко одного пожилого инвалида-афганца, попавшегося на такой крючок. Приехал в сервис с пробитой прокладкой – там «развели» его на 16 тысяч рублей за капремонт двигателя VAZ 2106. Якобы все сделали за несколько часов – расточили блок, прошлифовали коленвал и т.д. И бывалый солдат поверил!

А месяца через полтора мотор залихорадило, и доверчивый человек поехал в другой сервис. Там его вновь убедили в необходимости ремонта по полной программе. На этот раз дело вылилось в 17 тысяч. Через некоторое время хозяин почувствовал неладное и приехал к нам с просьбой «протянуть» головку. Мы попробовали – и тут же нашли болт, странно прокручивавшийся в блоке. Что-то с резьбой? Надо снимать головку. Вот когда слесарь помучился! Болты, похоже, были затянуты ключом с двухметровой трубой – попробуй отверни! А тот, что свободно вертелся, показан на фото 2.

Конечно, никаких признаков недавних «капремонтов» не нашли. Положенный износ цилиндров – вот он. А головка блока, видно, была однажды перегрета – немного покороблена «корытцем». Это вынуждало «мастеров» тянуть болты насмерть. Но что толку? Жесткие прокладки не обжимались, прогорали (фото 3).

Мы заменили болты, поставили хорошую прокладку. Афганец уехал. А ощущение стыда за коллег-«ремонтников» у нас осталось.

Подпишитесь на «За рулем» в