Торможение на зимних дорогах: Мокрый хуже ледяного

Ситуация, мягко говоря, неприятная: жмешь на тормоз изо всех сил, а автомобиль практически не замедляется... Острыми ощущениями делится Денис Арутюнян. Фото Константина Якубова и Георгия Садкова.

Каждый год с наступлением холодов мы жалуемся: опять дороги залили этой... гадостью! Противогололедные реагенты оседают мутной пленкой на ветровом стекле, оставляют грязные разводы на кузове. Да и на одежде и обуви после контакта с «химией» остаются неопрятные пятна. А еще в снежные дни катастрофически растет число аварий. Как зимние условия влияют на тормозной путь? Какая дорога опаснее? Вооружившись профессиональной аппаратурой, мы выехали на январские дороги Москвы и Подмосковья.

Торможение на зимних дорогах

Торможение на зимних дорогах

ЧТО ЛЬЕМ?

До 1994 года в Москве, как и в других регионах России, для борьбы со снегом и льдом на дорогах использовали смесь песка и технической соли (NaCl). Минусы — забитые песком водостоки и изъеденные солью кузова машин. С конца 1990-х в столице применяют в основном смеси на основе хлорида кальция (CaCl2) или хлорида магния (MgCl2) с добавлением модификаторов, снижающих коррозионную активность реагентов. Уже несколько лет коммунальные службы пытаются перейти на более современные препараты на основе солей органических кислот — уксусной (например, ацетат аммония CH3COONH4) или муравьиной (формиаты натрия и калия: NaCOOH, КСOОH). Эти соединения менее агрессивны, со временем разлагаются, не накапливаясь в почве и воде. Однако, как утверждают, широкому применению таких реагентов мешает высокая цена.

ЛЕД ПОД ТОНКИМ СЛОЕМ СНЕГА — 71,57 м (70,02–73,12 м)

ЛЕД ПОД ТОНКИМ СЛОЕМ СНЕГА — 71,57 м (70,02–73,12 м)

ЛЕД ПОД ТОНКИМ СЛОЕМ СНЕГА — 71,57 м (70,02-73,12 м)Динамометрическая дорога полигона покрыта тон- ким ровным слоем льда, слегка припорошенного снегом. Разгон до 80 км/ч (типичная для пригоро- дов — да и для города — скорость), удар по педали... Обутый в новенькие шипованные шины «КИА- Спортидж» ожесточенно стрекочет ABS, немного рыскает, но в целом предсказуем. Результат не уди- вил — чуть больше 70 м. Серия повторных заездов подтвердила: тормозной путь на льду — от 70,02 до 73,12 м.
Динамометрическая дорога полигона покрыта тон- ким ровным слоем льда, слегка припорошенного снегом. Разгон до 80 км/ч (типичная для пригоро- дов — да и для города — скорость), удар по педали... Обутый в новенькие шипованные шины «КИА- Спортидж» ожесточенно стрекочет ABS, немного рыскает, но в целом предсказуем. Результат не уди- вил — чуть больше 70 м. Серия повторных заездов подтвердила: тормозной путь на льду — от 70,02 до 73,12 м.

УКАТАННЫЙ СНЕГ — 63,72 м (62,55–64,88 м)

УКАТАННЫЙ СНЕГ

УКАТАННЫЙ СНЕГОтдышавшись, приступаем ко второму этапу. Теперь под колесами укатанный, плотный снег, за бортом те же —8ºС. После первой же попытки очевидно: здесь можно тормозить с большей уверенностью — руль меньше рвется из рук, да и остановилась машина, похоже, быстрее. Измерительная аппаратура под- твердила: «Спортидж» проехал неполных 64 м. Еще несколько заездов. Разброс — от 62,55 до 64,88 м. Итак, зимник освоили. Поедем к «печке».
Отдышавшись, приступаем ко второму этапу. Теперь под колесами укатанный, плотный снег, за бортом те же —8ºС. После первой же попытки очевидно: здесь можно тормозить с большей уверенностью — руль меньше рвется из рук, да и остановилась машина, похоже, быстрее. Измерительная аппаратура под- твердила: «Спортидж» проехал неполных 64 м. Еще несколько заездов. Разброс — от 62,55 до 64,88 м. Итак, зимник освоили. Поедем к «печке».

СНЕЖНО-СОЛЯНАЯ КАША РАЗЛИЧНОЙ КОНСИСТЕНЦИИ — 49,24 м (47,62–50,85 м)

СНЕЖНО-СОЛЯНАЯ КАША РАЗЛИЧНОЙ КОНСИСТЕНЦИИ

СНЕЖНО-СОЛЯНАЯ КАША РАЗЛИЧНОЙ КОНСИСТЕНЦИИНа свободной подмосковной дороге проплешины влажного, но почти чистого асфальта сменяются нашлепками коричневой снежной каши: здесь со льдом борются по старинке — посыпая песком и солью. Грязный снег лежит неравномерно, значит, разброс результатов будет больше и, возможно, не уложится в пределы погрешности. Так и есть: на остановку с 80 км/ч на песочно-соляном покрытии потребовалось минимум 47,62 м, максимальный путь — 50,85 м. Еще и получил порцию неприятных ощущений: машина заметно рыскает, ее сложнее удержать в заданном коридоре даже на прямой.
На свободной подмосковной дороге проплешины влажного, но почти чистого асфальта сменяются нашлепками коричневой снежной каши: здесь со льдом борются по старинке — посыпая песком и солью. Грязный снег лежит неравномерно, значит, разброс результатов будет больше и, возможно, не уложится в пределы погрешности. Так и есть: на остановку с 80 км/ч на песочно-соляном покрытии потребовалось минимум 47,62 м, максимальный путь — 50,85 м. Еще и получил порцию неприятных ощущений: машина заметно рыскает, ее сложнее удержать в заданном коридоре даже на прямой.

МОКРЫЙ АСФАЛЬТ (УЛИЦЫ МОСКВЫ И МКАД) — 91,31 м (89,84–92,77 м)

МОКРЫЙ АСФАЛЬТ (УЛИЦЫ МОСКВЫ И МКАД) — 91,31 м (89,84–92,77 м)

МОКРЫЙ АСФАЛЬТ (УЛИЦЫ МОСКВЫ И МКАД) — 91,31 м (89,84-92,77 м)Очередной номер программы: торможение при —10ºС на очень мокрой (очевидно, щедро политой реагентами) МКАД, где разрешенная скорость, напомню, 100 км/ч. Отчаянно стрекоча тормозами, машина, кажется, почти не замедляется. Наконец остановившись, выдохнул и взглянул на прибор: почти 90 м! Разумеется, сырая, блестящая в свете фонарей дорога и здесь неоднородна. Однако новые попытки оптимизма не добавляют: 89,84 м и, наконец... 92,77 м! На льду машина останавлива- лась заметно быстрее.
Очередной номер программы: торможение при —10ºС на очень мокрой (очевидно, щедро политой реагентами) МКАД, где разрешенная скорость, напомню, 100 км/ч. Отчаянно стрекоча тормозами, машина, кажется, почти не замедляется. Наконец остановившись, выдохнул и взглянул на прибор: почти 90 м! Разумеется, сырая, блестящая в свете фонарей дорога и здесь неоднородна. Однако новые попытки оптимизма не добавляют: 89,84 м и, наконец... 92,77 м! На льду машина останавлива- лась заметно быстрее.

СУХОЙ АСФАЛЬТ — 35,27 м (34,10–36,43 м)

СУХОЙ АСФАЛЬТ — 35,27 м (34,10–36,43 м)

СУХОЙ АСФАЛЬТ — 35,27 м (34,10-36,43 м)Спустя пару дней (вернее, ночей) приехал на этот же участок московской кольцевой, но уже подсохший. Так и есть: «Спортидж» смог остановиться через 34,10–36,43 м. Что и требовалось доказать!
Спустя пару дней (вернее, ночей) приехал на этот же участок московской кольцевой, но уже подсохший. Так и есть: «Спортидж» смог остановиться через 34,10–36,43 м. Что и требовалось доказать!

Конечно, без лабораторных экспертиз категорически утверждать, что московские реагенты делают дороги гораздо опаснее, некорректно. Но и пренебрегать полученными результатами нельзя. Хотя бы потому, что они подтвердили вроде бы известную, но порой забываемую истину: зимние дороги опасны не только снегом и льдом, но и неоднородностью покрытия. Нужно быть готовым к тому, что тормозной путь зависит даже от того, в каком ряду вы едете — в большей степени накатанном или в меньшей.

Ну а к реагентам, как минимум, есть вопросы. Тысячи литров вылитой на асфальт жижи — явно не панацея от всех дорожных бед. Об этом не стоит забывать нам, водителям. А хорошо бы и тем, кто отвечает за дороги...

Можно бесконечно напоминать: зимние дороги требуют особого внимания и выдержки. Но куда эффективнее, видимо, предупредить: на обычном, казалось бы, асфальте автомобиль может остановиться на 50 (!) м дальше, чем вы ожидали.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Kia Sportage

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв

Комментарии