Статистика аварийности: Многоуважаемая плеть

Статистику аварийности за 2009 год опубликовала ГИБДД России. В целом число ДТП, количество погибших и раненых снизилось. Но наметились неприятные тенденции. Об итогах года – Игорь Моржаретто.

Вначале официальные цифры. С января по декабрь прошлого года в стране зарегистрировано 203 603 аварии – на 6,7% меньше, чем в 2008 году. В них погибло на 12,9% меньше людей, чем в 2008-м, – 26 084 человека. Ранения получили 257 034 человека (–5,1%). Почти на 10% сократилось число «пьяных» аварий. Уменьшилось и количество ДТП, в которых пострадали дети. Это отрадно.

Но вот что по-прежнему озадачивает. Во-первых, все наши показатели как минимум вдвое превышают средние по Европе. Вот только одно сравнение: в России в ДТП ежегодно гибнут 230 человек на 1 млн. жителей, в Европе – 120 погибших. Во-вторых, показатели аварийности в первом полугодии и во втором по каким-то причинам сильно различаются. С января по июнь зафиксировано 84,5 тыс. ДТП, в них погибло 10,3 тыс. человек и пострадало еще 106 тыс., и вдруг в июле – декабре количество аварий выросло в 1,4 раза, число погибших – в 1,6 раза, раненых – на 43%! Озверели все, что ли, к концу года?

Надо заметить, подобная картина складывается для большинства обнародованных показателей. Скажем, вроде бы сократилось общее число «пьяных» аварий в стране, но лишь за счет первого полугодия. Во второй половине года цифра вдруг подскочила – сразу на 60%! И количество погибших в таких авариях распределяется по полугодиям в соотношении 3:7… Неужто праздновать Новый год начали досрочно и с особым усердием? Увеличилось число аварий с участием детей: с января по июнь их было 8,5 тыс., с июля по декабрь – уже 11,5 тыс.

А еще у нас с начала осени пришли в негодность все дороги: число аварий из-за их неудовлетворительного состояния возросло на 34%. И вообще удельный вес таких аварий за год вырос с 17,9 до 18,7% общего числа ДТП. Хотя, как с удовольствием констатируют в главном милицейском ведомстве, число аварий, случившихся из-за плохого дорожного покрытия, за год сократилось на 2,5%.

Цифры-то, получается, лукавые: вроде наметилась устойчивая тенденция к снижению аварийности по всем показателя, а значит, скажут нам, работает Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения». И ждите, что непременно последует вывод: усиление ответственности для водителей-нарушителей, как административной, так и уголовной, сыграло решающую роль!.. Однако стоит те же данные ГИБДД разобрать по косточкам, становится очевидно: не все ладно в королевстве. Конечно, в какой-то мере ужесточение наказаний подействовало на водительские массы, но почему же потом все показатели откатились к уровню, пугавшему нас несколько лет назад?

Не надо быть экспертом, чтобы назвать причину. Одни только строгости ни на что кардинально повлиять не могут – спасибо, если во всех случаях наказание будет справедливым и неотвратимым. Но это уже зависит от того, работоспособна ли система и какими критериями реально (а не декларативно) руководствуются ее сотрудники. Сколько говорено-переговорено про то, что назрела необходимость изменений в системе надзора за порядком на автодорогах, что ГАИ-ГИБДД не в состоянии эффективно работать... «Достало» всех, даже власть. В конце прошлого года президент Д. Медведев подписал указ о реформе МВД и поручил провести ее… самому МВД. В трехмесячный срок министр должен представить свою программу. Хотелось бы верить в лучшее, но в голову лезет трагедия унтер-офицерской вдовы. В том числе и потому, что министерство низвело важнейшую государственную программу до уровня привычной для него кампанейщины.

Результат ее – вот он, в последней статистике.

Подпишитесь на «За рулем» в