Быстрее «Ламборгини»…

О различиях авто и сноумобилей рассуждают, попивая горячий чай из термоса, Петр Меньших и Вячеслав Субботин.

МПС. «Ламборгини» и «Бомбардье», например, даже на слух звучат похоже. При этом отдельные экземпляры этих марок продаются одинаково малыми сериями. Обе компании предлагают уникальные возможности разогнаться до сотни за три с лишним секунды. «Бомбардье» – красиво звучит… Это что: «Ламборгини» на снегу?

ВС. BRP, «Ямаха», «Поларис», «Арктик Кэт», «Сноу Хок» – в пяти этих компаниях есть снегомобили, способные разгоняться до сотни быстрее, чем за три секунды.

МПС. Ты предлагаешь фанатам быстрого разгона пересесть на снегоходы? Ну и где они у нас будут ездить?

ВС. У нас снега много, но сноупарков пока нет. При этом они почему-то есть почти во всех северных странах, где при дефиците земли считается нормой отдавать территории до 1000 кв.км под специальные снегоходные трассы – от зеленых до очень черных, если делить их, скажем по горнолыжной шкале. Ездить просто так по лесу, пугая лыжников, там запрещено законом и осуждается общественной моралью.

МПС. Почему снегоходы в нашем лесу источают такой стойкий «жигулевский» выхлоп? Мне кажется, что даже двенадцать цилиндров автомобильного мотора так не отравят воздух.

ВС. У них двухтактные моторы. Они, в основном, карбюраторные: «впрысковых» машин не так много. Технические требования к снегоходам разрешают делать аппараты, менее дружественные к экологии, чем современные автомобили, которые живут в тесных городах. Главное назначение снегохода – хозяйственное: возить по снегу людей и грузы там, где холодно и особенно нужен надежный транспорт. Когда разгонишься на нем, свежего воздуха вдоволь.

МПС. Я что-то не видел, чтобы журналисты на презентации новой модели возили грузы… Вон, на фото вы развлекаетесь прыжками: кто выше лыжи задерет.

ВС. Как правило, нам демонстрируют всю линейку машин: от утилитарников до самых мощных спортивных. Но эффектные кадры можно добыть только на топовых моделях, их в программе продаж не более 5 %. В них основное – драйв, это вершина конструкторской мысли. Отжигать на «спорте» куда приятнее, чем на «хозяйствующем субъекте». Кстати, у «Бомбардье» есть машины, отвечающие требованиям самых жестких норм американских штатов Калифорния и Флорида. Эта компания умеет делать и современную самолетную технику. Она, как и «Поларис», сильна на американском и канадском рынках. В России и Скандинавских странах хорошо представлена «Ямаха».

МПС. Расскажи, как едва не перевернулся на ней в Новосибирске на тестах.

ВС. Тот, кто умеет ездить, не перевернется. Я тестировал новинку уже сезона 2011 – «Ямаху-Апекс». Снегоход класса «спорт-туринг» для спортивной езды и люксового туризма. Цена на него, думаю, будет около 550 000 рублей. Он управляется, держит курс, на нем комфортно сидеть. Там есть приятная штука – усилитель руля. Большое облегчение для рук в длительных походах. Подвеска работает стабильно и надежно, по-снегоходному выверена. Мотор у «Апекса» – из суперсовременных, катализатора там нет. Техтребования это разрешают. У него регулируемые и впуск, и выпуск. Последнее новшество позволяет максимально эффективно использовать топливный заряд на разных оборотах, не давая ему вылететь в выхлопную трубу. Мотор – 155-сильный, мощный и экономичный, мягкий и тяговитый. До сотни ускоряется за три секунды или еще быстрее. У него же гусеница – она воткнулась в снег и не проскальзывает. При такой мощи тут же набирает ход, пока «Ламборгини» отдыхает в гараже. Родословную ведет от легендарного знаменитого мотоцикла R1. Туда заложены лучшие мотоциклетные технологии.

МПС. Знаю, что у тебя есть быстрый мотоцикл той же марки, и мнение, что мотоциклетная инженерия в моторостроении ушла дальше автомобильной.

ВС. Один литр мотоциклетного безнаддувного мотора может выдать 160 и более лошадей. А его сумасшедшие 15-17 тысяч оборотов (!): какой автомобиль способен на это? Снегоходные моторы раскручиваются не менее, чем до 12-15 тысяч оборотов. Представьте, насколько выверенными должны быть детали (поршни, кольца, цилиндры, коленчатый вал и т.п.), как согласованно и точно они обязаны работать вместе. Автомобилисты только начинают подходить к таким решениям. Двигатель формулы-1 уже раскручивается до 20 тыс. оборотов, совершая работу с КПД мотоциклетного двигателя, но это пока не серийное производство. Уверен, что будущее за технологиями и конструкциями мотоциклетных моторов.

[caption id="" align="aligncenter" width="575" caption=" "] [/caption]

МПС. Так ты так и не рассказал о своих приключениях.

ВС. Наибольший «фан» получаешь, конечно, в глубоком снегу, в горах или на спортивной кроссовой трассе. Сноумобили великолепно летают – разогнался покрепче и полетел.

МПС. Когда ты взлетел метра на три на той кочке, он же мог тебя накрыть.

ВС. Мог, если бы подо мной лежал город, а я, словно летчик, пытался бы падающую машину увести подальше. Но тут было поле и глубокий снег. В полете быстро сообразил, что снегоход начал вращаться и на прежнее положение его не вернуть. Тут же от него и отделился. На землю мы упали одновременно, только «снежик» намного дальше. Слава Богу, под снегом не оказался пенек или камень. Хотя я и был в полной защите, травм не миновать... На снегоходных походах защите – особое внимание. На покатушки стараюсь не выезжать, если нет хотя бы одного элемента из списка: специальная обувь, наколенники, налокотники, наплечники, панцирная защита спины, груди, бедер… Само собой – перчатки и шлем. Все как на спортивном мотоцикле.

[caption id="" align="aligncenter" width="575" caption=" "] [/caption]

Падения – это далеко не все, что может подстерегать райдера. Даже банально зарыться в снегу бывает смертельно опасно. Представьте, что за бортом – минус 20, вокруг никого и помощи ждать неоткуда. Телефон на морозе вот-вот сядет да и объяснить, где находишься, весьма проблематично. Откопать и тронуть снегоход – задача очень непростая, даже для опытного гонщика. Но когда летишь на снегоходе, чувство опасности растворяется. Не знаю ни одного райдера, который, увлекаясь ездой по снежной целине, не переступал бы грань дозволенного. Так устроен человек. Когда мчишься по снегу, кажется, что ты победитель и все можешь. Я в Новосибирске два раза зарывался по уши, один – летел через руль. Думал – пропал, один не откопаюсь. Но везло. «Ямаха» выкарабкивалась из плена довольно бодро. И всякий раз перед кульбитом один внутренний голос говорил: не надо туда ехать; а другой подзадоривал – давай, проскочишь и насладишься полетом.

МПС. А если на высоте 3600 метров покататься?

ВС. У меня так было в Скалистых горах. Там чувство самосохранения совсем отступило – таково было воздействие гор и мощного горного снегохода. Я даже не подумал, что рыть снег на высоте будет так тяжело – кислорода не хватает. Сердце должно в два раза быстрее стучать, чтобы прокачать необходимый для работы кислород. Взлетая по длинному крутому подъему наверх, хотел на плоской вершине развернуться, прыгнуть с козырька и поехать вниз к лагерю. План простой, как пять копеек. Разогнался, но когда подъехал к трамплину почти в конце пути, понял, что он для меня очень крут. Отступать было некуда, выпрыгнул. Взлетел и испугался. Полет был больше вертикальным, нежели горизонтальным. С таким подбросом приземлишься и покатишься вниз. Разберешься вместе со снегоходом до винтика. Но «снежик» удержался на склоне.

В воздухе инстинктивно сбросил газ, а на земле поздно его открыл и зарыл гусеницу на метр. До вершины оставалось метров 10, а площадку внизу, где можно было развернуться, перелетел. Включил заднюю передачу, и снегоход зарылся еще больше. Да еще ветер усилился. А друзья даже не знали, куда я поехал. Без снегохода до лагеря не доберешься. Откапывал его руками. Повезло: не замерз, спустил 200-килограмовую машину вниз на площадку. То был «Бомбардье». В Новосибирске на «Ямахе» я уже был опытнее и все равно совершал ошибки, опять откапывался руками. В следующий раз обязательно возьму лопаты, веревку, и полиспасты – крючки с роликами. Это все-таки не на «Ламборгини» по закрытой трассе кататься.

Подпишитесь на «За рулем» в