ZAZ Chance, LADA Kalina: Продается славянский шкаф

Господству в продажах российских автомобилей на нашем рынке угрожает выходец из Украины. Угрожает?.. Поединок хэтчбеков «Лада-Калина» и «ЗАЗ-Шанс» организовал Денис Арутюнян. Фото Георгия Садкова.

ИЗ РАЗНЫХ ВРЕМЕН

Что в первую очередь интересует покупателя недорогого автомобиля? Конечно, цена! Вот тут-то и начинается интересное: тестовый «украинец» в самой дешевой комплектации S стоит всего 205 000 рублей, а одна из самых доступных «калин» – в исполнении «Норма», с 8-клапанным 1,6-литровым мотором – дороже на 60 тысяч. Скажете – если не видно разницы, зачем платить больше?

Но разница есть. Ее почувствуешь, как только устроишься за рулем. В низком кресле «Шанса» замечаешь непритязательность дизайна передней панели (ее без изменений «украинец» унаследовал от прародителя – «Дэу-Ланос»): скудный набор приборов и неудобный двухспицевый руль, который частично скрывает информацию от водителя среднего роста, однако не регулируется. А высоким здесь вообще делать нечего! Если вы ростом выше 190 см, приготовьтесь сидеть согнувшись в три погибели. С обзорностью не лучше: салонное зеркало слишком придвинуто к водителю, форма наружных «лопухов» (с ручной регулировкой) далека от идеала.

Об интерьере «Шанса» впору сказать: ни хорошо ни плохо.

Теперь о хорошем: удобны сиденье и расположение кнопочек и крутилок. Материалы (не забудем, это бюджетное авто) вполне приличные, серые панели оживляет серебристая накладка, сиденья обиты приятной тканью.

На приборном щитке ЗАЗа только необходимый минимум информации.

За рулем «Калины» осознаю: эту машину создавали недавно. В салоне все более современно, чем у визави: полноценные приборы, удобная центральная консоль, приятный дизайн и много воздуха: запаса пространства достаточно, чтобы в нем свободно устроился даже баскетболист. Однако без изъянов не обошлось. Даже в новом автомобиле чехол, прикрывающий рычаг коробки, болтается, обнажая внутренности. Попытка закрепить его не увенчалась успехом: пластиковые фиксаторы способны удержать кожух только до первого движения рычага. Да и иные детали интерьера при ближайшем рассмотрении не внушают почтения: местами разнородный пластик топорщится, ткань обивки уже сейчас выглядит, мягко говоря, неновой. Что будет через пару лет?.. А вот обзорность не вызывает нареканий. Форму наружных зеркал не так давно изменили, но ни хуже, ни лучше от этого не стало.

Пассажиров украинского хэтчбека рассаживают по принципу «в тесноте, да не в обиде».

Попытка оценить удобство посадки на заднем диване приятных впечатлений не прибавила. С трудом занял место в «Шансе»: колени уперлись в спинку водительского кресла, а голова – в покатый потолок. Не завидую тем, кому придется коротать дальнюю дорогу в столь стесненных условиях. Уж лучше ехать в «Калине»: здесь просторно, потолок не давит – красота! Вот только на выходе с трудом выдернул ногу в зимнем ботинке из-под подушки переднего сиденья.

В качестве компенсации за тесноту на заднем сиденье «Шанс» предлагает вместительный багажник.

А как с грузовыми возможностями? В этой дисциплине «Шанс» реабилитируется: 320 л полезного объема хватит для повседневных нужд с лихвой, а в крайнем случае можно сложить по частям или целиком спинку заднего дивана. Багажник «Калины»куда меньше – всего 235 л. Похоже, его объемом пожертвовали ради простора для пассажиров. Впрочем, для городского авто и такой «кладовки» достаточно, да и раздельная спинка складывается.

КИЕВ – МОСКВА, МОСКВА – КИЕВ

Доедет ли колесо «Шанса» до Москвы? Доедет, но добираться будет долго. Мелитопольский 1,3-литровый мотор разгоняет автомобиль неторопливо, сопровождая работу неприятным жужжанием. Об энергичной езде и быстрых обгонах даже думать не хочешь! Если упрешься на шоссе в тихоходную фуру, придется «коптить» за ней в ожидании чуда: вдруг съедет на обочину... Может, недостаток тяги оправдывается щадящим расходом топлива? Нет, в перечне характеристик указан средний расход 7,2 л/100 км. Многовато...

Интерьеру «Калины» недостает более добротных материалов и аккуратной сборки.

Тахометра в машине нет, ориентируюсь на слух: мотор завыл громче – значит, пора переключаться. С коробкой тоже не все просто: досаждает длиннющий продольный ход рычага (вторая – где-то под коленом водителя) и непривычная схема – пятая включается вправо-назад, а на ее законном месте задняя передача.

Функциональность приборного щитка «Калины» на высоте.

Зато подвеска настроена на комфорт: мелкие огрехи дороги просто не замечаешь да и крупные не донимают. Теперь уже непривычно столкнуться с рулевым управлением без усилителя, как здесь. Но реечный механизм настроен очень правильно. Даже на парковке не приходится «наматываться на баранку», а на трассе отмечаешь весьма внятную обратную связь.

Странно: сидеть сзади удобно, ремни для троих, а подголовников почему-то нет.

Поездка с ответным визитом в Киев на «Калине» пройдет быстрее и приятнее. Тяги 1,6-литрового восьмиклапанного мотора хватает компактной машине как в городе, так и в дальней дороге. Правда, и здесь рычаг коробки не обрадует четкостью, к тому же он тоже туговат. Может, позже разработается?.. Подосадовал я на то, что в машине абсолютно «пустой» руль из-за неудачных настроек электроусилителя. Подвеска прилежно справляется с крупными колдобинами, но всю дорожную мелочь седоки чувствуют.

Что важнее: простор на заднем диване или багажник побольше? Конструкторы АВТОВАЗа отдали предпочтение удобству для пассажиров.

В недолгой поездке на нее не обратишь внимания, но в дальнем путешествии «шелуха» утомит.

Хэтчбеки ZAZ Chance и Lada Kalina – машины разного времени и, главное, разной цены. «Калина» лучше по многим параметрам... примерно на те самые 60 000 рублей, что разделяют тестовые версии.

Особенности машин, пожалуй, сужают круг их потребителей: если неторопливый и спокойный «Шанс» впору назвать пенсионерским, то шустрая и жестковатая «Калина» скорее молодежное авто. Впрочем, вы вправе с этим не согласиться.

Редакция благодарит компанию «Темп-Авто» за предоставленные на тест автомобили.

Подпишитесь на «За рулем» в