Гонки на снегоходах: На краю земли

Самолет едва коснулся обледенелой полосы аэропорта города Нарьян-Мар, как зубы морзянкой начали отстукивать известный монолог Михаила Жванецкого: «Там хоть что-то интересное есть? - Вы что?! Это же Нарьян-Мар!..» Оказалось, есть: как минимум, с 1997 года, когда в устье замерзшей реки Печора впервые прошли соревнования на снегоходах.

Гонки на снегоходах на кубок Героя Советского Союза, прославленного полярника Артура Чилингарова стали ежегодными, а в прошлом году приобрели статус Всероссийских. В день проведения очередных соревнований, 27 марта, нам и посчастливилось посетить заполярный город.

Со времен основания Нарьян-Мара на правом берегу Печоры минуло 80 лет. Согласно переписи 1936 года город уже насчитывал 10288 жителей. К 2010 году население Нарьян-Мара, ныне административного центра Ненецкого автономного округа, удвоилось.

Несмотря на отдаленное расположение и совсем не курортный климат, коренного населения в городе чрезвычайно мало. Лесозаготовительный завод, а в последствии и нефтегазодобыча привлекали немало желающих подзаработать. Отчасти поэтому повстречать в день соревнований настоящего шамана Колю, предсказывающего будущее, было вдвойне приятно. И пусть знания и дух предков его перемешались с современным фольклором: на вопрос, где он живет, Коля устремил взгляд в заоблачные дали, вдохнул полной грудью и изрек: «Мой адрес – не дом и не улица… Вся Земля - мой дом!». Однако с бубном обращался умело и эффектно, отчего весь день Солнце не скрывалось за облаками.

Чумовой народ

Для горожан ежегодные соревнования на снегоходах – это настоящий праздник, и, продавай организаторы входные билеты, то можно было и перепись населения заодно провести. Кстати, по сравнению с прошлым годом заметно прибавилось не только зрителей, но и участников – 92 гонщика против шестидесяти в 2009 году. Возросший интерес к соревнованиям отметил и Артур Чилингаров, депутат Государственной Думы РФ, который привез с собой наставление от Президента России. Накануне Дмитрий Медведев не только порадовался за добрые традиции и пропаганду здорового образа жизни ненчан, но и озвучил просьбу о том, что каждый субъект Федерации должен подготовить к сочинской олимпиаде несколько кандидатов в чемпионы.

Придется жителям Ненецкого АО осваивать и другие, известные за границей виды спорта, ведь регламент Зимних Олимпийских Игр гонок на снегоходах не предполагает. До недавнего времени сей транспорт и вовсе обладал сугубо хозяйственным предназначением, поскольку в тайге более универсального вездехода и не придумаешь. Отчасти поэтому соревнования проводятся на производимых в России снегоходах «Буран». Большинство участников с детства хорошо знакомы с этой техникой. Порой диву даешься глядя, как спортсмены ловко управляются с тяжелыми и неповоротливыми «Буранами», мастерски заправляя их в очередной поворот.

За 14-летнюю историю соревнований среди гонщиков выросли целые семейные династии. К примеру, один из регулярных участников, отчаянный любитель экстрима Василий Попов трижды занимал верхнюю ступень пьедестала почета. Однако в последние годы, стабильно приезжая на финиш в призах, уступал пальму первенства своему сыну Алексею Попову (на его счету уже 4 победы). В 2010 году достойную конкуренцию ему навязал 30-летний работник МЧС, уроженец села Тельвиска Игорь Кожевин. Всего же в разных дисциплинах - кросс среди мужчин, женщин, ветеранов, международный заезд, а также дрэг-рейсинг и заезд на оленьих упряжках - было разыграно 12 снегоходов, лодочные моторы, надувные лодки и бытовая техника.

Призовой фонд

Таежный тест-драйв

В рамках соревнований прошла церемония открытия первого в регионе официального дилерского центра ОАО «Русская механика» - единственного отечественного производителя снегоходной техники. Небольшой, но яркий павильончик, расположенный в поселке с символичным названием Искателей, не смог вместить полный модельный ряд компании, который насчитывает с десяток модификаций на базе снегоходов «Буран» и «Тайга». Однако наиболее востребованные модели доступны для тест-драйва.

Радует, что отечественные снегоходы не только значительно дешевле зарубежных аналогов, но и отлично подготовлены к эксплуатации в экстремальных условиях тайги. Последний факт группа энтузиастов, участвующая в экспедиции «Рыбинск – Салехард» на снегоходах производства ОАО «Русская механика», ежедневно вот уже более месяца подтверждает путевыми заметками. Четыре снегохода, в том числе и самый легкий TIKSY 250 с одноцилиндровым двигателем объемом 249 куб. см, по крупицам проглатывают коварную четырехтысячную дистанцию.

Глава Администрации НАО Игорь Федоров (на фото слева) обратился к представителям ОАО «Русская механика» с просьбой подготовить особую модификацию снегохода для спецслужб, а, убедившись в готовности взяться за новый проект, пообещал передать официальное техническое задание для инженеров компании-производителя снегоходной техники.

Подпишитесь на «За рулем» в