От ворот поворот: Общаемся с ГАИ

Когда и как можно отказать инспектору?

201004141821_gai

201004141821_gai

История с «живым щитом» из автомобилей, остановленных на МКАДе инспекторами ГИБДД для задержания преступников, инициировала очередной общественный скандал. Заинтересовались им и высшие органы власти — Госдума, президент… На руководство и рядовых сотрудников ГИБДД посыпались наказания, а следственный комитет при Прокуратуре даже возбудил уголовное дело. Однако пока практически у любого водителя есть шанс стать участником подобных событий. Поэтому вместе с адвокатом Сергеем Радько попробуем разобраться, какими правами и обязанностями в такой ситуации мы обладаем и насколько правомерными можно считать действия инспектора…

Известно, что общие обязанности водителей закреплены в Правилах дорожного движения (раздел 2). По ним водитель обязан иметь при себе документы на автомобиль и право управления им, страховой полис, талон о прохождении технического осмотра и др., и передавать эти документы сотрудникам милиции для проверки. А пункт 2.3.3 ПДД обязывает водителя предоставлять транспортное средство сотрудникам милиции в установленных законодательством случаях (о них ниже). Кстати, по требованию владельцев транспортных средств федеральные органы возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

В рассматриваемой нами ситуации автомобиль предоставлялся сотрудникам милиции не для использования его по прямому назначению. Применение авто в качестве препятствия или средства для принудительной остановки другого автомобиля не предусмотрено ни Правилами дорожного движения, ни другими нормативными актами.

Новый регламент действий сотрудников ГИБДД предлагает в подобных ситуациях использовать спецсредства и в крайних случаях — грузовики. Однако есть пункт 6.11 правил, предусматривающий, что при предъявлении требования об остановке, выраженного жестом руки или при помощи громкоговорящего устройства, водитель должен остановиться в указанном ему месте. Вот здесь и возникает главный вопрос — можно ли данную ситуацию рассматривать как остановку водителя «в указанном инспектором месте»?

Действительно, остановиться водитель обязан. Но предоставлять для каких-то действий свой автомобиль нужно лишь в совершенно определенных случаях. В частности, в законе РФ «О милиции» (пп. 28 ст.11) говорится, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства.

Если вас попросили о чем-то из вышеупомянутого — лучше согласиться. Но вот располагать свой автомобиль таким образом, чтобы перекрывать движение по дороге, — такой обязанности у водителя нет, по крайней мере, она не зафиксирована законодательно. Поэтому на подобное требование работника Госавтоинспекции можно смело отвечать отказом.

Правда, не исключено, что в таком случае водителя могут попробовать привлечь к административной ответственности (ст. 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции»). Между тем, полагаю, что даже наша слеповатая Фемида не решится наказать водителя, отказавшегося рисковать своей жизнью и здоровьем (а не только имуществом). Ведь наказание возможно только за игнорирование законного распоряжения сотрудника милиции, а оно в этой ситуации законным считаться не может. Поэтому-то начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев уволил командира батальона спецполка Александра Козлова, сотрудники которого работали на месте происшествия, а начальнику ГИБДД Москвы Сергею Казанцеву объявлен строгий выговор. Следственный комитет при Прокуратуре возбудил уголовное дело по факту превышения милиционерами должностных полномочий.

Итак, если вас останавливает сотрудник ГИБДД — остановиться необходимо, но если он потребует использовать ваш автомобиль в качестве препятствия — это требование можно не исполнять. В случае же настойчивости инспектора нелишним будет позвонить в дежурную часть милиции (кстати, в 02 все разговоры записываются) и сообщить о неправомерных действиях сотрудника. В этой истории, кажется, все обошлось благополучно. Машины, пострадавшие во время ЧП, будут отремонтированы за счет ГУВД Москвы, во всяком случае, так пообещал министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев. А начальник столичной ГИБДД Сергей Казанцев вручил владельцам автомобилей, стоявших в «щите» на Московской кольцевой, почетные грамоты (кстати, один из водителей получить грамоту отказался, заявив, что у него просто не было выбора и ослушаться сотрудников ГИБДД он не мог, следовательно о подвиге и сознательном решении помочь милиции речи быть не может). Правоохранительные органы Москвы рапортуют о задержании банды барсеточников. Правда, не факт, что именно те бандиты 5 марта таранили заслон на МКАД у Ярославки, но это дело десятое…

Однако известно, что это не первый случай подобного использования столичной ГАИ автомобилей гражданских лиц. И, скорее всего, не последний. Если все ограничится грамотами пострадавшим, выговорами виновным и не будет четкой законодательной нормы, регламентирующей поведение каждого должностного лица в такой ситуации.

Кстати

В Белоруссии cоздатели аналогичного «живого щита», устроенного в марте 2008 года на трассе Микашевичи — Минск, признаны виновными в превышении служебных полномочий и осуждены на два года условно с отсрочкой исполнения приговора на три года. Условно только потому, что никто серьезно не пострадал. Суд также постановил взыскать с них крупную сумму денег в пользу потерпевших. Многие начальники получили взыскание и лишились должностей. Напомним, тогда сотрудники белорусской ГАИ преследовали автомобиль, мчащийся со скоростью 160 км/ч. Как выяснилось позже, машиной управлял пьяный водитель. Чтобы остановить нарушителя, инспекторы создали заслон из нескольких машин, в которых находились ничего не подозревавшие люди, в том числе ребенок.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии