Приключения авто «Я ЗА КСЕНОН» в России

От метро до дома я иногда езжу на такси. Не на тех, привычных в цивилизованных странах желтых автомобилях, а на таких, какие мне подают так называемые «бомбилы». У нашего метро работают симпатичные взрослые мужики, для которых это единственный на сегодня способ заработка. Мы друг друга отлично знаем, давно сторговались по цене и даже иногда можем в дороге высказывать друг другу мнение о двух главных бедах в России. Или, как сейчас модно подшучивать, о четырех…

Впереди едет полностью затемненный автомобиль, а сзади у него на стекле всю площадь занимает огромная надпись: «Я ЗА КСЕНОН». Тема сама болтается впереди, раздражая моего водителя самоуверенным анонсом. Самодеятельный «тюнер» купил за три тысячи годовой талон техосмотра – и скатертью дорога. С другой стороны, не зря «Я ЗА КСЕНОН» протестует – он законно все покупал в магазине, устанавливал на сервисе, деньги и время тратил… А теперь – все надо выбросить?

А чем, собственно, «левый» ксенон хуже нормального, установленного на заводском конвейере? Мы с таксистом, бывшим автомобильным инженером начинаем рассуждать. Нет, «левый» ксенон несоизмеримо хуже – независимо от производителя. Дело в том, что ксенон – это не просто газоразрядная лампочка взамен обычной нитевой, а фара в сборе: отражатель и рассеиватель! Так вот, потроха «обычных» фар под ксенон никак не подходят! Причина – в том, что ксеноновый свет сам по себе является коротковолновым, а при этом любая микронеровность или шероховатость заставляют такой световой поток «спотыкаться» и лупить во все стороны без разбора. В фирменных ксеноновых фарах поверхности гладкие, без сучка и задоринки, а для обычных фар подобная чистота поверхности просто не нужна – больно дорого получится!

Пока мы рассуждали, поток двинулся и наши дороги с неоновым автомобилем разошлись, да и мне пора было выходить. Следующее утро начал с визита к зарулевскому корифею компонентов, Михаилу Колодочкину. Далее привожу стенограмму нашего разговора.

МПС. – Когда на меня из темноты надвигаются два полыхающих световых пятна от автомобиля «Я ЗА КСЕНОН», то это могут быть виноваты вовсе не китайские ксеноновые лампочки?

МК. – Да, все верно. Это могут быть прекрасные лампочки «Филипс», установленные в фару от ВАЗ-2105!

МПС. – Но водители таких машин прекрасно все видят!

МК. – Да, поскольку при прочих равных условиях ксенон светит куда лучше обычных галогенок. И даже когда часть потока идет «не туда», водитель от этого не страдает. Но ведь для того-то и придумано стандартное светораспределение, чтобы не слепить встречный транспорт! Включите обычный дальний свет и вам тут же возмущенно «замигают». А ксенон лишь довел проблему до критической черты.

МПС. – Кстати, а как владелец такой «пятерки» включает дальний свет?

МК. – А это зависит от того, какой набор ему достался. Если так называемый «биксенон», то это полбеды: в таких лампочках предусмотрен соленоид, перемещающий ее внутри фары. А в «обычном» ксеноне продавец выкрутится так: «Зачем тебе дальний, если ксенон и так светит за двоих?»

МПС. – А можно ли все-таки попытаться отрегулировать такую фару, чтобы она светила правильно?

МК. – А какая такая регулировка спасет вас от потока, рассеивающегося на отражателе и рассеивателе? Кроме того, чужеродная лампочка, подключаемая взамен штатной через разъем-переходник, заведомо оказывается не в фокусе, и в любом случае превращает вашу фару в подобие люстры. Впрочем, мы проводили такой эксперимент в НИИ Автоэлектроники. Светораспределение «жигулевской» фары, испорченной ксеноном, оказалось, мягко говоря, негодным.

МПС. – А на иномарках?

МК. – А какая разница-то? Вариантов всего два: либо завод изготовитель предусмотрел для своего автомобиля ксенон, либо нет. Ни одна фара не позволяет выдернуть из нее галогеновую лампочку и тупо заменить ее газоразрядной.

МПС. – А если заменить фару целиком?

МК. – Чем заменить? Впрочем, это априори запрещено. Если открыть книжечку с Правилами дорожного движения, то там всегда присутствует Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Пункты 3.1. и 3.4. запрещают любую самодеятельность по части фар и лампочек. А пункт 7.18 запрещает вообще любые изменения в конструкции автомобиля. Поэтому, даже если китайцы завалят завтра наш рынок готовыми ксеноновыми фарами для тех же «пятерок», ситуацию это не изменит.

МПС. – Я прекрасно помню, как мы несколько лет назад давали разъяснения в ЗР насчет ксенона. Тогда в НИИ Автоэлектроники нам четко сказали: необходим автоматический корректор пучка фар. Так он нужен или не нужен?

МК. Он нужен. Но здесь ГАИ сама спровоцировала недопонимание своей политики. Дело в том, что подобное требование до последнего времени содержалось в стандарте по требованиям безопасности к техническому состоянию транспорта – ГОСТ Р 51709 – 2001. Сегодня же его аннулировали и многие восприняли это как снятие преград перед самопальным ксеноном.

МПС. – А что говорят в госавтоинспекции?

МК. – А там кивают на вышеуказанный «Перечень неисправностей…» Дескать, мы убрали лишний пункт, поскольку он просто дублировал остальные. А по сути ничего не изменилось.

МПС. – Хорошо, с «жигулями» все ясно. Увидел на них ксенон – перед тобой нарушитель. Но «Я ЗА КСЕНОН» был не на вазовской «пятерке». Представим, что по трассе идет иномарка – ну откуда инспектор может помнить, есть в этих моделях изначально ксенон или нет?

МК. – А вот в этом вопросе для меня ясности нет никакой. Хуже другое – ее нет и в ГИБДД. Сначала там заявили, что будут тормозить всех «ослепителей» подряд прямо на дорогах, затем пояснили, что такие нарушения, мол, должны выявляться только во время техосмотра, после этого появилась информация о каких-то рейдовых бригадах, «заряженных» на борьбу с левым ксеноном… Каким чудом они будут оперативно отличать «левый» ксенон от «правого», я не представляю. С «жигулями», как мы уже выяснили, все просто, а вот у остальных, возможно, пойдут в ход косвенные признаки. Например, наличие ксенона при отсутствии омывателя фар – повод для подозрения в «левизне» такого света.

МПС. – Иными словами, обладателям «законного» ксенона бояться нечего.

И может «Я ЗА КСЕНОН» зря заклеивал свое заднее стекло протестным плакатом? Я тоже за ксенон, но пусть он будет всегда законным…

И ДА ЗДРАВСТВУЮТ СВЕТОДИОДЫ!

Автомобильный свет нового тысячелетия уже не мыслим без миниатюрных булавочных светодиодов. Последнее поколение сверхмощных белых светодиодов, которые использованы в новом Ауди А8, обладает мощностью светового потока в 50 люменов на один ватт. По количеству люменов, приходящихся на один ватт – это в три раза мощнее обычной лампы накаливания. По сравнению с другими источниками света светодиоды потребляют меньше энергии, излучаемый ими свет практически не уступает по качеству дневному, если их не травмировать, они бессмертны.

Одна фара - и сразу семь функций. В светодиодной полоске заключены габаритные огни, свет для езды днем и указатель поворота. Она выделяет новый А8 в потоке. Облик формирует и динамичная полоска фар ближнего света, состоящая из десяти отдельных линз. Дополнительные модули динамического освещения поворотов, всепогодного освещения и для движения по автомагистрали . Фары дальнего света завершают реальную схему этой суперсистемы освещения. Есть к чему стремиться!
Светодиодная рамка выполняет функцию заднего фонаря. Внутри прямоугольника расположены стоп-сигналы, причем единственная лампа накаливания встроена в задние фонари. За все остальные функции отвечают светодиоды. Их в общей сложности 72. Благодаря мгновенному срабатыванию, идущий сзади транспорт увидит сигнал о торможении на доли секунды раньше обычного.
В Великобритании можно воспользоваться функцией включения режима освещения для левостороннего движения.
Красный полоски вверху на фото - это тормозит впередиидущий автомобиль.

Подпишитесь на «За рулем» в