Программа утиль-сырье

Федеральная программа льготной автоутилизации может быть работоспособной и эффективной – это доказывает эксперимент в Нижнем Новгороде. Уже больше полугода в регионе действует местный закон, стимулирующий покупательский спрос на продукцию ГАЗа. С подробностями – Максим Приходько. Фото автора.

Чрезвычайно удачный зарубежный опыт оживления покупательской активности решили повторить в Нижнем, правда, с поправкой на местные реалии. Учитывая, насколько важен ГАЗ для экономики региона, областное правительство добилось от Минпромторга разрешения запустить собственную программу утилизации авто до начала действия всероссийской.

Любой нижегородец может сдать старую машину, выпущенную до 1 января 2003 года, и купить у официального дилера новую, произведенную в этом регионе. Размер компенсации составляет 10 процентов стоимости нового авто на момент заключения договора, но не более 50 тысяч рублей. Главное отличие нижегородской программы от федеральной в том, что не существует никаких ограничений, связанных с комплектацией старого автомобиля при его сдаче дилеру, равно как и лимитированного срока владения машиной последним хозяином. Еще один плюс: дилер вправе решать, что делать со сданным ему авто – пустить под пресс или, если оно неплохо сохранилось, выставить на продажу. (Напомню, что федеральная программа предусматривает обязательную утилизацию старого авто.) Уже сейчас можно сказать, что эксперимент идет успешно: по данным на февраль этого года, больше 120 человек воспользовались программой и приобрели новые автомобили с оленем на капоте, всего на 65 млн. рублей.

Один из крупных участников эксперимента – региональный дилер ГАЗа компания «Луидор». На «Газели», выставленной в ее шоу-руме, большой плакат: «Сдай старый автомобиль и получи деньги на новый!». Вокруг пахнущего свежей краской и пластиком эвакуатора на базе «Валдая» крутится стайка хозяйственных мужиков, дядечка с портфелем примеряет себя к черной «Волге-Сайбер» – словом, жизнь кипит... О местной программе я беседую с Сергеем Гусевым, директором автосалона, но разговор то и дело прерывают телефонные звонки – торговля идет. Воспользовавшись минутным затишьем, спрашиваю Сергея, рентабельна ли утилизационная программа для его фирмы.

– Благодаря ей продаем по десятку машин сверх плана. Поначалу люди думали, что нам можно просто сдать старое авто, не покупая нового; сейчас около 80% сданных машин мы провели через свои автосалоны. Привозят старые «москвичи», встречаются и основательно забытые «запорожцы», «копейки», «волги» всех моделей и даже грузовики. К дилеру такие авто (снятые с учета) доставляют покупатели, на утилизационное предприятие – мы сами. Но если клиент никак не может сам дотащить свое старье, в таких случаях мы, как правило, идем навстречу, – пояснил Сергей Гусев. – А первое время люди даже стеснялись того, что старая машина не заводится, и сомневались, что ее примут в зачет новой.

Учитывая, что самая доступная «Газель» стоит 400 тыс. рублей, компенсацию в полсотни тысяч незначительной не назовешь. Деньги за сданный автомобиль возвращают покупателю быстро – в течение недели, что также стимулирует спрос. Он, говорят продавцы, мог бы расти и более динамично, будь в ассортименте больше легковых машин. Ведь далеко не всем нужны коммерческие, которые главным образом и продает ГАЗ. «Сайбер» для многих дорогововат – цена на него начинается с 480 тыс., старой, доступной по цене «Волги» уже нет. Но продавцы умудряются обходиться и без нее – дела помаленьку идут в гору.

До недавних пор утилизация авто по-русски означала одно – бросить отслужившую свой век машину в ближайшем дворе и забыть. Теперь, когда автохлам стоит денег, ситуация изменилась. В Нижнем утилизацией автомобилей занимается 12 предприятий, их отобрали по конкурсу.

– Чтобы этот бизнес приносил прибыль, нужно перерабатывать до 40 машин в смену, – пояснил Леонид Логинов из компании-утилизатора «Профит-Нижний Новгород». – На рентабельность выйдем после первых 250 переработанных авто. Дело это непростое, ведь пустить под пресс машину целиком нельзя – лишь голый кузов. ВАЗ-2107, например, превращается в кубик сморщенного металла ценой примерно в 100 долларов, а пластик, аккумулятор, стекло, технические жидкости утилизируют отдельно. Это основной источник заработка любой перерабатывающей компании. Учитывая, что более половины состава зарегистрированного российского автопарка выпущено до 1988 года, без работы утилизаторы не останутся. Тем более что нижегородцы простимулированы вдвойне: выплаты по местной и по федеральной программам суммируются – и «приход» от старого авто составит уже 100 тыс. рублей! Правда, все эти деньги придется потратить на приобретение одной из моделей ГАЗа. Он для региона – первый кормилец.

Портрет покупателя.

Сергей Киселев – один из тех, кто приобрел новый ГАЗ-2705 по Нижегородской утилизационной программе. Сдал дилеру свой 25-летний ГАЗ-24. Примечательно, что «двадцатьчетверка» доехала до дилера своим ходом! Старой «Волге» по федеральной программе светил бы только пресс, а местная позволила даровать машине вторую жизнь: ее продадут коллекционерам.

Подпишитесь на «За рулем» в