Легенды Ле-Мана

Легенды Ле-Мана

Гремевшие некогда имена давно забыты, на их место приходили новые победители на новых, куда более совершенных автомобилях. И вдруг — «Тальбо», «Делайе», «Лагонда», «Деляж» — эти и другие почти забытые марки далекого прошлого вновь на знаменитой трассе! Нет-нет — их не возродили. Это всего лишь заботливо сохраненные, возвращенные к жизни машины вышли на старт гонки «Ле-Ман Классик».

Конечно, истинная 24-часовая гонка для них стала бы последним испытанием, но проехать несколько кругов в пелетоне таких же раритетов вполне по силам. А удовольствия хватает всем — и участникам, и зрителям соревнований «классики».

Впрочем, Ле-Ман сегодня начинается не на стартовой решетке и даже не в паддоках. Буквально всю территорию вокруг кольца занимают павильоны с фирменными сувенирами, экипировкой и… литературой. Интересуетесь историей марафонских гонок? Пожалуйста, вот несколько томов иллюстрированного издания, посвященных всем эпохам автоспорта. Хотите — можете приобрести очки от «Порше» или зонт от «Астон-Мартин». А еще — сувенирную модель любой знаменитой марки. Но лучше зайти на одну из открытых или крытых экспозиций и прикоснуться к истории, что называется, своими руками. Персонал этого не одобряет, но если очень хочется… Разве можно просто пройти мимо, например, баварского «Бэтмобиля», не сфотографировавшись рядом с ним? К тому же строгость — это в официальных павильонах, а на клубных площадках можно не только внимательно рассмотреть заинтересовавшую вас машину, но и запросто пообщаться с ее владельцем. Хотя не потеряться среди 5,5 тысячи раритетных авто десятков различных марок — дело не из легких! Что и говорить, позавидуешь европейцам, для которых хранить историю — не только дело чести, но и огромное удовольствие.

Вот, скажем, празднуют сорокалетие модели «Форд-GT 40», на которой в 1966 году заводская команда завоевала весь пьедестал. Десятки различных модификаций удостоились круга почета, при этом многие автомобили остались на юбилейной площадке! Не удивительно, ведь GT 40 — модель серийная, пусть и выпускавшаяся небольшим тиражом. У нас в стране таких просто не было — советские спортпрототипы строили в единичных экземплярах. Впрочем, казусы встречались и у европейцев. Весьма любопытный БМВ-М1 так и не появился на соревнованиях — пока болид проектировали, требования изменились, и баварцы не смогли выпустить необходимое для омологации количество дорожных «эм-первых».

Особенно интересно на площадках ушедших было в историю, но возродившихся марок. К сожалению, их совсем немного, зато как разителен контраст между классикой и современностью! Вот гоночные «бугатти», гремевшие в начале века и почившие после Второй мировой войны. В наше время «Фольксваген» представил один из самых быстрых и дорогих спорткаров под именем «Бугатти-Вейрон». Зрелище тысячесильного купе, которое бесшумно срывается с места, выглядит почти иррационально, но мне флегматичный по современным меркам, ревущий и дымящий «Бугатти-44» 1928 года милее и ближе.

Другая ныне принадлежащая немцам марка — «Бентли» пользуется в Ле-Мане еще большей славой. Ее участие в марафоне закончилось в 1951 году, однако в XXI веке болиды с крылатой литерой «В» снова появились на трассе. Правда, ненадолго — маркетологи «Фольксвагена» отдали предпочтение раскрутке «Ауди», и современный спортпрототип уже стал частью гоночной истории «Бентли».

Посещение паддока «Порше» меня несколько озадачило. Для поклонника знаменитых спорткаров, вроде бы знакомого с историей марки, модельный ряд оказался более разнообразным, чем я мог предполагать. Сколько же модификаций было у «гражданских» и боевых «Porsche 911» всех поколений! Такое скопление машин из Цуффенхаузена вряд ли увидишь еще где-либо.

По концентрации на единицу площади в окрестностях трассы с ними спорили, пожалуй, лишь американские «виллисы» и «доджи». Вы удивлены? Я тоже был озадачен таким скоплением вседорожников, не имеющих никакого отношения к автоспорту. То и дело приходилось уступать напористому требованию военной сирены и пропускать пассажиров «джипов» в форме американских военных. Так, пожалуй, можно опоздать на старт первой зачетной группы!

В нее вошли все автомобили выпуска 1923–1939 годов. Около сотни участников попробовали свои силы в так называемом «старте Ле-Мана». На заре автомобильных гонок не существовало стартовой решетки, машины ставили вдоль стены, гонщики выстраивались перед ними в шеренгу и по команде разом бросались к своим болидам. Возникали разные коллизии, и от такого небезопасного варианта на гонках давно отказались, но в классических заездах он очень уместен. Однако же не для пятой и шестой групп, где соревновались мощные болиды 1966–1971 и 1972–1979 годов выпуска, способные развивать скорость под 300 км/ч. Кстати, пилотировали их настоящие мастера. В этом еще одно отличие заездов спортпрототипов недавнего прошлого. В первой и второй группах ездили и профессиональная пилотесса Ванина Икс, и известный рок-музыкант Марк Нопфлер, а в последние любителям путь заказан. И борьба в них была весьма жесткая — наверное, почти такая, как и тридцать лет назад…

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые