Море-море

Море-море

Так случилось и в конце апреля, когда мы решили бросить душный город с его спешкой и проблемами и рвануть подальше — на природу. Окунуться в спокойствие и красоту.

В пятницу вечером созвонились и в субботу в 9 утра выдвинулись двумя машинами из Мурманска на юг — к морю! Маршрут: Мурманск — Кировск — Кандалакша — Умба — Кузрека и обратно.

«Конвой» наш состоял из двух машин: полноприводной «японки» с длинным названием Mitsubishi Lancer Station Wagon 4WD образца 1999 года и отечественного VAZ 2110 выпуска 2001 года. В каждой машине — по четыре человека с багажом на два дня.

Крупнейший в мире город за Полярным кругом — Мурманск находится, как известно, в северо-западном уголке нашей страны. Незамерзающий порт, из которого, помимо прочего, отправляются караваны по Северному морскому пути. Возможно, возникнет вопрос: зачем ехать куда-то к морю, если Мурманск — сам по себе морской порт? Да, это так, но тесный Кольский залив, на берегу которого расположен город, — далеко не то же самое, что берег открытого моря. В окрестностях Мурманска к побережью доступа нет — сплошь закрытые приграничные территории. Вот мы и отправились от южного берега Баренцева моря к северному побережью Белого. По пути сделали небольшой крюк и заехали в Кировск. Зимний Кировск — известный горнолыжный курорт.

После короткой остановки отправились чуть дальше в горы. Их покрывал нереально белый снег, в долинах местами уже текли ручьи, и все на этом фоне казалось таким незначительным. Здесь же, на заснеженной горной дороге, случилось небольшое происшествие — скорее развлечение: при попытке развернуться «десятка» попала передними колесами в мягкий снег, провалилась и застряла. Вытолкнуть ее собственными усилиями не удалось, но «Лансер» с помощью троса без труда выдернул машину на твердую дорогу.

Налюбовавшись горами, развернулись и тронулись обратно в Кировск, по пути обнаружив заброшенный вокзал. Правда, рядом действующая железная дорога — видимо, к рудникам. Километров через сорок после Кировска вернулись на трассу Мурманск-Санкт-Петербург и взяли курс на юг, в Кандалакшу. После нее дорога сразу уходит круто вверх (на подъеме груженый «Лансер» на третьей передаче с трудом держал 80 км/ч), но затраченные усилия были вознаграждены — с перевала открывалось необыкновенно красивое зрелище — Кандалакшский залив.

Затем — 100 км довольно хорошей живописной дороги до Умбы. Шоссе то петляет, как горный серпантин, то летит стрелой к горизонту. Чуть больше часа езды и пора поворачивать, так как ночевка у нас запланирована не в самой Умбе, а чуть раньше — на так называемом Погосте. Из истории Кольской земли известно, что Погост — это старая Умба. В средние века в устье реки Умбы заходили корабли скандинавов, грабивших деревню поморов. Им пришлось тогда перенести свое поселение на 10 км вверх по течению реки — за пороги. На месте этого поселения и расположился Погост.

К нему ведет километров семь довольно раскисшей местами грунтовки, но накануне местные сказали нам, что дорога хорошая. Еще бы — они-то передвигаются на «нивах» и УАЗах. Эти семь километров и мы успешно преодолели: «десятка» — с некоторыми трудностями, «Лансер» — чуть полегче. В Погосте нас ждали натопленная избушка и банька. Здесь совершенно забываешь про город, работу и всю ту жизнь, что осталась позади в 350 километрах отсюда. Отрыв от цивилизации подчеркивали и довольно спартанские условия: удобства на улице, вода — в речке, а электричества вообще нет. Но какая природа! Пока мои спутники располагались в избушке и готовили ужин, я пошел к реке.

Словами передать трудно. Белый снег с прочным настом окрашен закатным солнцем в золотистые тона, река с тихим журчанием несет свои темные воды, отдельные льдины с шуршанием проплывают вдоль берега. И совершенно чистый прозрачный воздух!

На следующее утро после завтрака решили заехать в Умбу, купить продуктов для пикника и двинуться, наконец, к берегу моря. Умба — центр Терского района, поселок, местами напоминающий просто деревню (особенно Старая Умба, на правом берегу устья реки). На дорогах можешь встретить «горбатые» «запорожцы» и 403-е «москвичи». Как знак нового времени повстречался «Гелендеваген» в «упаковке»… от Брабуса.

В центре Умбы деревянный тротуар, вроде тех, что когда-то попадались в российских городах. Прошлись по тротуару, покормили местную белку. Тротуар проходит вдоль небольшой сопки, с вершины которой открывается вид на часть поселка.

>Более обстоятельный осмотр Умбы оставили на следующий раз, а сейчас двинулись дальше — по дороге на Варзугу. Прошлым летом мы уже были здесь и обязательно постараемся съездить туда еще, но сейчас наша цель была гораздо ближе — километров через сорок достигли деревни Кузрека, в устье одноименной реки. На берег выехать, конечно же, не удалось: лесную дорогу, по которой проезжали в прошлый раз, настолько засыпало снегом, что мы ее просто не заметили. Судя по следам, ездят по ней только на «буранах». Последние метров триста пришлось идти пешком по берегу, где каменистому, а где покрытому метровым слоем льда.

И вот, наконец, море. Море до горизонта! В момент нашего приезда был отлив, вода отошла от берега, открыв каменистое дно и оставив на мелководье целое поле льдин разных размеров. Гулять по льдинам можно было долго, удивляясь их формам и наслаждаясь свежайшим воздухом и близостью моря. Но море живет своей жизнью, и начавшийся прилив заставил нас ретироваться на твердую землю.

Там мы устроили небольшой пикник, жарили на костре колбаски и загорали под ярким северным солнцем. А вода потихоньку прибывала, льдины всплывали и незаметно для глаз приходили в движение. Изредка тишину разрывал громкий звук — какая-нибудь ледяная глыба, подточенная водой, разламывалась на части и плюхалась в воду. Сидеть на берегу моря, смотреть на его простор можно бесконечно, но пора было в обратный путь. Море к этому времени местами подобралось почти вплотную к нашей тропинке — в дорогу! Всего два дня отдыха, а такое чувство, будто минувшую рабочую неделю от нас отделяет по меньшей мере неделя отпуска! Мы обязательно приедем сюда еще раз, но так, чтобы было время добраться еще и до Варзуги, увидеть знаменитую деревянную церковь, а потом проехать через дюны на песчаный пляж и, если позволит погода, искупаться в море...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Mitsubishi Lancer (5)

Mitsubishi 2006 / срок владения более 5 лет

Достоинства:

Японское качество и резвость

Недостатки:

Низкий бампер, высокий расход бензина

Комментарий:

Лансер в комплектации «Спорт» с 2.0-литровым движком купил новым в салоне в конце 2006. Выбирал между ним Маздой трешкой и Короллой. В итоге остановился на нем. От обычного 1.6 отличается, понятное дело, двигателем (4g63, 135 л.с., два распредвала), под капотом стоит растяжка передних чашек (кажд...

Написать отзыв

Читать комментарии

Самые новые