Рудимент или атавизм?

Рудимент или атавизм?

Столичные власти наступают: недавно закрыли Коломенский рынок, специализировавшийся на праворульных авто, и теперь из десятка площадок в городе (точнее, в пригороде) остались, по сути, две — Мытищинская и Люберецкая, а объемы продаж через эту форму торговли в Москве за последние 10 лет снизились вчетверо. Некоторые эксперты уже предрекают авторынкам скорый конец, как это произошло с колхозными и продуктовыми рынками в пользу сетевой торговли. Возможно, уже в следующем году продажи ввозимых подержанных машин в России сократятся в полтора раза по сравнению с нынешними. А по прогнозам партнера PriceWater-houseCoopers Стенли Рута, к 2009 году надобность во ввозе подержанных машин может вообще отпасть.

БЛАГА ЦИВИЛИЗАЦИИ

[caption id="attachment_193676" align="aligncenter" width="150" caption="ДОЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, СДАННЫХ В АВТОСАЛОНЫ ПО СИСТЕМЕ ТРЕЙД-ИН

И НА КОМИССИЮ

«] 

[/caption]«Рыночников» теснят и автосалоны — сейчас многие из них торгуют секонд-хэндом. Старые машины нужны им как приманка, чтобы со временем «раскрутить» покупателя на новый автомобиль через систему трейд-ин. При этом владелец сданного авто получает за свою «старушку» на 13–54 тыс. руб. меньше, чем если бы продавал ее сам, а подержанный автомобиль здесь выставляют в среднем на 13–20% дороже, чем на «диком» рынке.

Тем не менее, по оценкам экспертов, уже шесть из десяти владельцев устаревших иномарок предпочитают пользоваться услугами автосалонов, а не рынка, хотя четыре года назад так поступал только каждый десятый. Гендиректор агентства «Бизнес Аналитика» Мария Ванифатова отмечает, что у российских потребителей появился вкус к новому, и это тоже не способствует процветанию диких рынков. Еще в прошлом году объемы ввоза новых и подержанных иномарок сравнялись, а в нынешнем ожидается двукратный перевес в пользу первых. Ездить на секонд-хэнде становится уделом бедных, необеспеченных слоев населения. Такие машины бьют по имиджу владельца, и все больше россиян отказываются от подержанных авто в пользу новых, пусть и менее «крутых».

Однако закат авторынков предрекают не все. Часть экспертов рассматривает эти площадки как важное и необходимое дополнение к официальной торговле и полагает, что возникшие на заре перестройки рынки примут более цивилизованные и современные формы. По мнению аналитика IT monitoring Анны Беляевой, в России еще сильна традиция рыночной торговли, а не официальных сетей, которые в регионах только разворачиваются. На ломку поведенческих стереотипов покупателей в столице ушло не менее семи лет. Но Москва — еще не вся Россия, замечает аналитик центра «Автопроект XXI век» Владимир Самохвалов. Периферия отстает от столицы в развитии сети сбыта новых машин (и по общему уровню жизни!) на пять-семь лет. В регионах открытые рынки продолжают играть главную роль в снабжении населения доступными автомобилями. Эксперты «Автосельхозмаш-холдинга» убеждены, что сегмент подержанных машин будет существовать всегда, и оценивают его объем в 5–6 млрд. долларов в год — почти на нынешнем уровне.

ПОТОРГУЕМСЯ?

Главное, на чем держатся стихийные рынки, — низкие цены, порой начинающиеся от 10 000 рублей. Большой семейный автомобиль можно подыскать за 10–13 тыс. долларов, а «крутой» вседорожник — за 15–20 тысяч. На рынке легче отыскать праворульный или эксклюзивный экземпляр.

Неоспоримое преимущество рынков, отмечает управляющий директор автоцентра «Овод» Инга Ильина, это возможность продавать не сертифицированные в России автомобили, расширяя ассортимент товара и полнее удовлетворяя запросы покупателей. Авторизованные дилеры и представительства компаний, проводя свою политику, везут далеко не все модели и даже марки. Возможность торговаться также нельзя сбрасывать со счетов: рынки важны для тех, кто хочет сэкономить на покупке автомобиля пусть даже «копейки». У официального продавца цены фиксированы, а скидки носят сезонный или тактический характер.

КАК ОБМАНЕШЬ, ТАК ПРОДАШЬ

Главный недостаток рынков — нарушение прав потребителя и самого важного из них — знать о товаре все. Обман на рынке — суть его существования, движущая сила торговли: продавец должен обхитрить, а покупатель — не попасться. Качество товара подкрепляется лишь «верным словом» продавца, и мошенничество процветает. По мнению Владимира Самохвалова, «наварить» на подержанном авто можно, только выдав дрянцо за хорошую машину. Поэтому так много на рынках «конструкторов» (собранных с бору по сосенке автомобилей), восстановленных после тяжелых аварий и «утопленников», угнанных и со скрученными спидометрами. Причем девять из десяти покупателей знают об этом, но верят в удачу. Не стоит полагаться и на фирмы, приютившиеся на рынке, — это чаще всего однодневки, исчезающие без следа.

Здесь некому предъявлять претензии. «Ударили по рукам, что теперь ходить!», «Сразу надо было смотреть!» и т.п. — классические ответы продавцов. В интернете не счесть отзывов и историй от обманутых автовладельцев. По оценкам подмосковного УБЭП, 30–40 процентов краденых машин сбывают на рынках. Небогат и ассортимент: до 90% всех выставленных экземпляров — популярные модели «Ауди», БМВ, «Мерседеса», «Фольксвагена», которых сегодня много и в трейд-ин.

МИМИКРИЯ

В Москве и Питере рынки уже перестраиваются. На Люберецком и Мытищинском торговля под открытым небом давно приняла внешне цивилизованные формы. Действуют крытые автосалоны и сервисы, отстроены современные торговые комплексы. Есть кафе, парковки, КПП. Территория разбита на зоны для лучшего обслуживания: отечественные машины, недорогие иномарки и самые свежие, эксклюзивные и престижные авто. Ассортимент обновляется каждые две недели. К услугам покупателей эксперт-криминалист, PR-службы, интернет. Предлагается обмен, кредит, лизинг, даже пробные поездки, а за небольшую плату — диагностика автомобиля.

Однако по-прежнему не хватает прозрачности бизнеса и биографии выставленных автомобилей, полной ответственности перед покупателем. Не видно пока и аукционов западного типа. Видимо, поэтому в Москве и Питере местные жители мало пользуются услугами рынков: там отовариваются в основном приезжие. В регионах у рынков конкуренция меньше. Однако развитие интернета сломает стихийную торговлю и там, считает Инга Ильина. Почти все марки в России уже сертифицированы, представительства компаний имеют разветвленную сеть сбыта, склады, сервис, запускают производство. Плюс финансовые программы, обратный выкуп, различные сезонные и разовые компании. В регионы приходят крупные мультибрендовые игроки («Автомир», «Независимость», «Рольф») с новыми и подержанными машинами. Они несут с собой сервис, единые правила и цены и отвечают перед покупателем по всей строгости Закона о правах потребителя. Выжить в такой борьбе старым авторынкам трудно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии