Легкий, но сильный

ЛЕГКИЙ, НО СИЛЬНЫЙ

Представления о компьютерной диагностике автомобиля у многих довольно поверхностные — остается полностью довериться специалисту-механику. А тот с важным видом подключает сканер к разъему, запускает двигатель, глубокомысленно что-то бормочет... Волнуясь, заказчик задает традиционный вопрос: каков же «приговор»?

Приятно, если у клиента нет претензий к двигателю, механик лишь подтверждает его уверенность. Но возможны и другие варианты. Например, владельцу кажется, что машина совершенно исправна, а в действительности — характеристика ДМРВ уже на пределе допуска, упала производительность насоса и форсунок, не совсем в порядке зажигание и т.д. Известен факт: любитель гонять очертя голову нередко сразу замечает малейшую слабинку в поведении машины, а тот, кто в «автоспорте» не уличен, может долго ездить, не замечая пониженной динамики разгона, увеличившегося расхода топлива, провалов и рывков.

Если человек к технике не равнодушен, то в его интересах провести первичную диагностику самостоятельно, а поездку в сервис приберечь на крайний случай. Для этого годятся, например, маршрутный компьютер, способный считывать коды неисправностей, либо недорогой сканер, рассчитанный на узкий круг марок или моделей (это наиболее характерно для отечественной техники). Интересен еще один вариант.

Владелец такого компьютера может продиагностировать автомобиль благодаря новой разработке ростовской фирмы АСЕ. Опираясь на богатый опыт создания профессиональных диагностических программ для персональных компьютеров, специалисты АСЕ выпустили облегченную версию для наладонного компьютера с говорящим названием CHECK ENGINE. Программу следует почерпнуть («скачать») с сайта производителя, а для диалога с электронным блоком управления двигателем нужно лишь подключить к диагностическому разъему адаптер (фото 1) производства АСЕ. (Пока цена комплекта около 3 тыс. руб., но в дальнейшем наверняка снизится.) К «наладоннику» предъявляется одно важное требование — возможность беспроводной связи Blue-tooth.

Прежде всего программа позволяет проверить, какие коды неисправностей остались в памяти ЭБУ, и удалить их. На фото 2 — две «ошибки». Однократные — по датчику детонации и иммобилизатору.

Во вложенном меню можно найти более полную информацию об ошибке (фото 3), ее статус. В нашем примере — РО327, что означает низкий уровень выходного сигнала датчика детонации. Это повод углубить поиск, чтобы найти причину. Возможно, неисправен датчик. Или его разъем. Или оборван провод и т. д. На фото 4 — другая функция. «Сброс адаптаций» — это сброс настроек ЭБУ двигателя, если, например, их нужно изменить.

Пример: старенький ДМРВ немного ошибается в оценке расхода воздуха. Пытаясь удержать характеристики двигателя в заданных пределах, ЭБУ начинает корректировать состав смеси в цилиндрах, меняя время работы форсунок. Эти изменения записываются в памяти ЭБУ в виде неких поправочных коэффициентов — где и хранятся, в том числе при выключенном зажигании. Но вот ДМРВ заменили новым. Теперь ЭБУ снова примется корректировать состав смеси, постепенно возвращая коэффициенты к номинальным значениям, на что потребуется некоторое время. Чтобы ускорить этот процесс, обычно рекомендуют снять клемму с батареи. В нашем случае это ни к чему — достаточно включить зажигание при неработающем двигателе и ткнуть указкой компьютера в функцию «сброс адаптаций».

Программу можно установить и в мобильный телефон. Допустим, появилась неисправность из тех, что «выше понимания» автовладельца. Он рад бы сообщить об этом мастеру, но вряд ли сможет толково рассказать о ситуации, которую не понимает. Если и дозвонится, то в лучшем случае мастер услышит эмоциональные, но далекие от техники слова. Новая АСЕ самостоятельно сформирует SMS-сообщение с необходимой для сервиса информацией. Автовладельцу остается только выбрать номер абонента — и отправить сообщение.

Перечень параметров, выводимых на дисплей КПК, меньше, чем у сканера, поэтому ростовчане отобрали наиболее важные. Вот они — на фото 5. Здесь показана часть параметров работы двигателя, прогревающегося на холостом ходу: скорость автомобиля — нуль, обороты — 960 об/мин, температура охлаждающей жидкости — 66°С, бортовое напряжение — 13,8 В, дроссельная заслонка закрыта, регулятор холостого хода — 52 шага... И так далее.

Для тех, кто желает контролировать расход топлива, предусмотрели возможность подробного учета. На дисплее можно видеть величину среднего расхода, затраты топлива за определенный промежуток времени, пройденное при этом расстояние, скорость движения и время в пути. На фото 6 — пример контроля на холостом ходу. Сбор информации можно в любой момент прервать, нажав «паузу». Например, водитель остановился и в это время контролировать расход не хочет. Позже измерения можно продолжить. Все эти данные накапливаются в отдельной папке и хранятся в памяти КПК.

Указатель температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов довольно неточен. А программа АСЕ для КПК позволяет наглядно оценить быстроту прогрева двигателя после пуска (с точным указанием текущей температуры), проверить температуру включения вентилятора, проконтролировать работу термостата. В нашем примере на фото 7 — контроль температуры охлаждающей жидкости на этапе остывания двигателя.

Пара «адаптер — наладонник» способна работать и с контроллерами зарубежных автомобилей — тех, которые «понимают» протокол обмена данными OBD. Список программ постоянно пополняется, но если вы уже обзавелись адаптером, то доплачивать за новые не придется. Достаточно скачать нужную вам с сайта разработчика. Программы обновляются, совершенствуются, однако «подписчикам» АСЕ предоставляет эту информацию бесплатно. Не за горами новые возможности!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии