Помощник дирижера

ПОМОЩНИК ДИРИЖЕРА

Между тем на зарубежных автомобилях давным-давно появились переключатели модульного типа, объединяющие целый ряд разнообразных функций. Машины год от года усложняются, добавляются все новые потребители – и набор функций переключателя можно расширять.

Модульный переключатель света появился, наконец, на «Калине». О дизайне можно спорить; что касается технического содержания, то этот модуль, при всей компактности, отвечает за включение внешних осветительных приборов (ближний и дальний свет фар, габаритные огни), заднего противотуманного света, освещения приборов и его регулировку, вспомогательную подсветку ряда индикаторов и т.п.

Из любопытства мы вскрыли такой переключатель, изучили внутренности… и даже доработали. Корпус – неразборный, на защелках, усиленных каплями клея. Разбирая узел, их легко сломать. Но тот, кто хоть раз открывал пульт от телевизора, этих трудностей не испугается. Следующий шаг – выпаивание с вакуумным отсосом припоя (прибор для этого удобен и недорог – около 40 руб.) двух плат из базовой платы. Остальное – в обратном порядке. Если защелки сохранились, при сборке клей не нужен.

Этот переключатель поставили на VAZ 2108, поверив наши выводы практикой. В правой части снизу есть «пустышка» – заглушка без кнопки. На фото 1 вы видите символ обогревателя заднего стекла – это уже результат нашего творчества. Нужную кнопку (2 на фото 2) купили всего за 15 руб. Любопытно, что сама печатная плата 1 под установку кнопки подготовлена – пользуйтесь! Почему такой возможностью пренебрег АВТОВАЗ, нам неведомо – на «Калине» обогрев заднего стекла включается отдельно.

На фото 1 рядом с модульным переключателем вы видите электронное импульсное реле. На «Калине» импульсное реле введено в цепь управления задней противотуманкой. У нас на VAZ 2108 второе обслуживает самодельную кнопку обогрева заднего стекла. У таких электронных реле есть еще одно важное достоинство: обесточенные при выключении зажигания, они возвращаются в исходное («нормально выключенное») состояние. И водитель, забывший выключить обогрев стекла, не вернется потом к разряженному аккумулятору. Согласитесь, что при таких достоинствах цена импульсного реле (около 130 руб.) не кажется слишком высокой. Обычное электромеханическое гораздо дешевле, но далеко не все задачи ему по плечу, включая только что упомянутую.

Вернемся к фото 2 – модуль в разобранном виде. Главный элемент конструкции – базовая (материнская) плата 7. В нее намертво впаян переключатель 6 внешних световых приборов. Проводники платы не видны – они на противоположной ее стороне. К базовой плате припаяны (перпендикулярно к ее плоскости) еще две платы – 1 и 9. Та, что слева на фото, относится к переключателю электрокорректора фар и только что установленного нами включателя обогрева стекла. (На нем вы видите кнопку 2, о которой мы говорили.)

Правая плата обслуживает выключатель и регулятор освещения приборов, а также выключатель заднего противотуманного света. У каждой платы свой переменный резистор (5 и 8), управляемый колесиком с удобной насечкой. Среди множества светодиодов десять зеленых (они подсвечивают все важные символы, включая новый – обогрев стекла) и два желтых (они подсвечивают индикаторы включения заднего противотуманного фонаря и обогрева заднего стекла). Кстати, здесь мы применили более яркие светодиоды, благо цена им всего 10 руб. Напомним, что заменять их электролампочками, даже очень миниатюрными, нельзя. В отличие от светодиодов, лампочки, сильно нагревшись, могут расплавить пластмассу, а новый модульный переключатель влетит в 900 целковых! Можете нам поверить: устройство практически неремонтопригодно, так что будем уповать на его высокую надежность.

Такой переключатель на «восьмерке» оказался очень практичным: отлично читается и днем, и ночью. Включать потребители, регулировать их питание и т.д. очень легко, благодаря чему водитель гораздо реже ошибается. Тем, кто захочет последовать нашему примеру, показываем на рисунке расположение выводов в разъеме переключателя (нумерация наша), а подробности установки – в следующем номере журнала.

ДЛЯ СПРАВКИ

Импульсное реле – это электронное устройство с микросхемой (сдвоенным триггером), которое при последовательной подаче управляющих импульсов переходит из включенного положения в выключенное и обратно. Весьма удобно, когда размеры управляющей кнопки должны быть минимальными, из-за чего ее делают нефиксируемой.

Подпишитесь на «За рулем» в