Вдоль самого синего моря

ВДОЛЬ САМОГО СИНЕГО МОРЯ

Валюта Черногории — евро. А в Хорватии вам дадут за 1 евро 7,2 местной куны.

Чтобы взять в аренду мини-вэн «Опель-Виваро», российских прав оказалось достаточно. Поездка началась в Черногории, в аэропорту Тиват, где русских куда больше, чем местных жителей, а закончилась в Пуле — самом итальянском городе Хорватии.

У ПОДНОЖИЯ ЧЕРНЫХ ГОР

Черногория (во многих атласах ее называют изящнее — Монтенегро) встретила нас клочьями облаков, зацепившихся за вершины действительно угольно-черных гор с буйными зарослями желтого дрока вдоль петляющего шоссе. Ветхие домишки с развешанным в тесных двориках бельем, шустрые ребятишки со взрослыми глазами и спрятавшиеся высоко в горах каменные часовни и полуразрушенные крепости. Машины в основном латаные-перелатаные — рабочие лошадки вроде дышащего на ладан «Рено-4», который я помог завести «с толкача». Нам не привыкать!

Напротив огромного туркомплекса «Славянский пляж» (судя по количеству наших соотечественников, его пора переименовать в «русский») — старинный город Будва с музеем макетов парусных судов. Севернее, почти на границе с Хорватией, на берегу живописной бухты приютился город Котор, считающийся самым красивым в Черногории. Оставив машину в порту, можно побродить по старому городу, посмотреть его церкви, дворцы и морской музей. А если вас не пугает сорокаминутный подъем, полюбуйтесь панорамой с бастионов заброшенной крепости, куда ведет каменная лестница вдоль поросших бурьяном крепостных стен. Как оказалось, на ее ступенях любят греться многочисленные змеи. Мальчишки, которые, по примеру Остапа Бендера, берут с туристов по евро за проход, лишь пожимают плечами и кивают: «Змии — може!».

НЕПРИСТУПНЫЙ ДУБРОВНИК

Наш путь лежит через Цавтат, небольшой городок в 20 км от Дубровника, где раньше находилась античная колония Эпидавр (ее жители в VII веке и основали Дубровник). Здесь сравнительно недорогие гостиницы и чудесное место для прогулок. Вдоль набережной, огибающей парк, растут причудливой формы сосны, склонившиеся почти к самым волнам. Жаль, что этот воздух нельзя увезти с собой!

Дубровник нужно увидеть по крайней мере дважды — ночью и днем. Подсвеченные прожекторами многометровые стены смотрятся особенно внушительно. Ведь ни разу за свою историю крепость не была взята осадой, лишь во время последней, постыдной войны гарнизон добровольно покинул город, что не спасло его от обстрела сербскими войсками. Впрочем, древние стены выдержали и это. Кстати, их давно обжили, как Гаврош парижского слона. Но улицы, вернее, лестницы, ведущие наверх, непроходимы для автомобилей, и пожилым жильцам приходится нелегко.

Парковка у стен крепости стоит не просто дорого, а очень дорого — 6–8 евро в час. Чуть дешевле — в гараже пятизвездочной гостиницы в ста метрах от входа и совсем бесплатно — на специальных площадках в верхнем городе, но идти придется больше четверти часа.

ВИД НА ОСТРОВА

По дороге на север придется пересечь Боснию и Герцеговину — узкий коридор для выхода к морю с портом Неум (фактически южная часть Хорватии — это анклав). Пограничных формальностей нет, а в магазине принимают как местные, так и хорватские куны.

Один из самых живописных и уютных пляжей, прикрытых с моря островами, — Макарска ривьера. Над ней громоздится величественная горная цепь Биоково. Это национальный парк, где можно встретить редких птиц, удивительные растения, наконец, полюбоваться Адриатикой с высоты птичьего полета. Даже на короткую прогулку берите фотоаппарат — не пожалеете!

К северу по побережью расположен Сплит с дворцом императора Диоклетиана. Старый город сохранил строгую планировку римского лагеря: квадрат, разделенный двумя перпендикулярными улицами на четыре квадранта. А рядом бурлит городской рынок, где запасаются провизией и сувенирами.

Вместо загруженного приморского шоссе можно путешествовать по горным дорогам по ту сторону хребта. Они не более извилисты, зато машин там почти нет. Автомагистрали ведут в основном в глубь страны, многие из них еще строятся. Проезд от Дугополья до Задара обошелся нам в 71 куну (около 10 евро) — терпимо. А вот маршруты по Истрии выбирайте аккуратно. На обычном национальном шоссе может попасться платный тоннель (40 кун) или просто участок дороги (около 20 кун).

GOVORITE LI RUSKI?

Этот понятный вопрос и не требует ответа. Вам не понадобится учить хорватский, а вашим собеседникам — русский: языки настолько похожи, что трудностей в общении почти не возникает. Местные жители, особенно в Черногории и Южной Далмации (примыкающая часть Хорватии), очень хорошо относятся к русским, а навязчивые торговцы сразу становятся приятными собеседниками, как только понимают, что вы не «иностранец» (большая часть приезжих из Западной Европы — немцы и австрийцы). Второй язык общения здесь также немецкий, а не английский (сказывается географическое положение и историческое прошлое), а в Истрии к нему прибавляется итальянский. Так, например, Пула — крупный порт на юге полуострова был передан Хорватии Италией лишь в 1947 году! Кстати, названия улиц там до сих пор пишут на двух языках.

ЦЫГАНЕ ШУМНОЮ ТОЛПОЙ

Нищенство на Балканах — распространенный вид заработка. «Подрабатывают» от мала до велика, но в основном женщины и дети. На парковках они укажут вам место, помогут «крутить руль», а потом обступят толпой и потребуют денег за услуги. К счастью, чтобы отвязаться от пестрого табора, достаточно любых денег, в том числе и российских рублей — только не доставайте кошелек! Но будьте готовы к тому, что по возвращении вас будет ждать уже другая банда. Ненормативную русскую лексику они понимают вполне сносно и на повторной плате обычно не настаивают.

ЕВРО ЗА ЛИТР, 10 КУН ЗА КИЛОМЕТР

Заказывать автомобиль лучше в пункте возврата — так проще улаживать формальности, да и страховку, необходимую в Черногории, нам купил водитель, который привел автомобиль. Доставка «Виваро» из Пулы в Тиват обошлась в 61 евро. В среднем в Черногории цена дизтоплива колеблется около одного евро за литр, в Хорватии на 5–10% дороже.

Экономии топлива способствуют многочисленные ограничения скорости на прибрежных шоссе, особенно в Черногории. Местные водители, как и в России, скоростной режим нарушают напропалую (даже на грузовиках и автобусах), но к «чайникам», которые стараются его соблюдать, относятся терпимо — на обочину не загоняют. Полицейские засады встречаются, главным образом, в населенных пунктах; о них встречные водители предупреждают интернациональным сигналом фар.

В обеих странах ближний свет должен быть включен при движении независимо от времени суток. Наказания за нарушения по европейским меркам — терпимые, по российским — драконовские. Так, езда без света или несоблюдение разметки в Хорватии карается штрафом 300 кун (1 евро = 7,2 куны), а превышение скорости на 10–30 км/ч — 300 кун за городом и 500 кун в населенном пункте. Есть штрафы и в две, и в три тысячи кун, в частности, за содержание алкоголя в крови более 1,5 промилле или отказ от прохождения теста.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии