Ноги, крылья... главное — хвост!

НОГИ, КРЫЛЬЯ... ГЛАВНОЕ — ХВОСТ!

Вы наверняка помните наш вопрос: почему «перетягивание каната» выиграла скромная «четверка», утащив мощную «Самару»? Здесь есть важная зацепочка — машины связали корма к корме. Многие поняли: это и есть ключ к верному решению, а доброй половине удалось дать такие развернутые ответы, что определить призера было нелегко.

Простая задача позволила снова проверить, насколько читатели владеют азами «водительской науки». Например, как на дороге реализуется мощность двигателя, чем отличается этот процесс на различных передачах, всегда ли можно всю мощность «вложить» в разгон или скорость. Оказывается — далеко не всегда. Тут вольно или невольно приходится вспомнить о главной особенности автомобиля: он передвигается при помощи приводимых от двигателя колес. Так же движутся трамваи, троллейбусы, паровозы, но их отличия очевидны, хотя наша задача кое в чем применима и к ним. Транспортные средства, движимые парусами, лошадьми, верблюдами, рикшами, ракетной тягой и винтами, — это не автомобили. Не считаем же мы автомобилем прицеп к нему!

Вынужденный отталкиваться от планеты колесами, автомобиль сразу попадает в зависимость от сил сцепления шин с полотном дороги. Не может колесо отталкиваться от покрытия сильнее, чем позволяют сцепные возможности шины. Эта аксиома хорошо ощущается на льду: мощный автомобиль, если не «зацепится», в разгоне может уступить едущему рядом «Запорожцу». Здесь выигрывает не «табун», бессильно бьющийся под капотом, а скромные лошадки, которым удалось упереться в скользкий лед.

В принципе, то же самое происходит на чистом асфальте при попытках передать на колесо слишком большую мощность. Особенно показательно поведение переднеприводных машин: чем выше разгонное ускорение, тем сильней инерция кузова разгружает ведущую ось — и все злее колеса шлифуют асфальт, пугая визгом прохожих. Возникает «порочный круг» — еще большего ускорения на низшей передаче уже не получить! Чтобы рационально распорядиться мощностью, включаем, уходя от пробуксовки, вторую, третью передачи и т.д. Неспроста переднеприводных «дрегстеров» не бывает! Однако и при заднем приводе первая передача позволяет оставлять на асфальте впечатляющие следы — избыток тяговой силы налицо.

Как видите, не всякую мощность легко направить в нужное русло! С высокой уйма хлопот.

На «крючок» в 150 л.с. попались многие. Рассказы о тюнинге — с формулами, таблицами, графиками — заканчиваются выводом: у форсированного двигателя вся мощность «на верхах»: машина буксует, контакт шин с покрытием ухудшается. Пользуясь этим, «ее спокойная соперница, не буксуя, на малых оборотах...» берет верх.

Но получится ли? Даже шлифуя асфальт, «Самара», если не привязана к столбу, разгоняется шустро. Выходит, тяги колес на это хватает. А мощность «четверки» на малых оборотах смехотворна — так ей не одолеть сопротивление «Самары» и не сдвинуть общую массу больше двух тонн. Долго «буксовать сцеплением» опасно — оно кончится на раз-два. Остается давить на газ — пусть шины визжат! А на что пойдет лишняя мощность машин? На отопление Вселенной. Красивая физика, как сказал бы Ферми.

Приводить здесь расчеты, предложенные победителем, не будем — они не требуются. Буксирные проушины обоих автомобилей сантиметров на 20 выше осей колес, натянувшаяся веревка наклоняет оба кузова навстречу друг другу, а веревке помогают реактивные моменты ведущих колес. Нагрузка на заднюю ось VAZ 2104 увеличивается, на переднюю ось «Самары» — падает. Если шины по сцепным свойствам близки, то решающую роль сыграет сила, с которой они прижаты к дороге. А она существенно больше у «четверки».

Избыток ее тяги пойдет на разгон «автопоезда». Конечно, если бы Мишка посадил на капот местную команду по борьбе сумо, он отыграл бы аккумулятор. Но и Семеныч, в отличие от иных, не дурак… — на сей случай у него цементу хватит.

Нам остается поздравить Петра Ефремова с победой!

ЗАДАЧА СОРОК ВОСЬМАЯ

КАБЫ ЗНАТЬ ЗАРАНЕЕ

В то утро Валерий ехал на «Волге», поругивая слякотную погоду, а к вечеру неожиданно ударил мороз, завьюжило. И это — в начале октября! Возвращаться пришлось ближе к полуночи, машин на улицах мало, зато сами улицы, особенно возле светофоров, — сплошь каток.

«Дорожники опять прошляпили, — констатировал Валера, — а мы-то все — на летней резине». Ехал тихонечко, как на цыпочках, освежая в памяти приемы управления на льду. Массивную машину то и дело таскало в стороны...

Остановившись у светофора, Валера выбрал место, свободное от снега, в паре метров от тротуара, — и тут между «Волгой» и бордюром вклинилась потрепанная «Нексия». Когда загорелся зеленый, Валера подождал, пока иномарка, буксуя, ушла вперед, и только потом поехал.

Почему Валера не захотел тронуться первым?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 10 января 2007 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: exp@zr.ru. Тел. (495) 207-79-84. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный для вас способ быстрой связи.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии