Ударные стройки капитализма

Ударные стройки капитализма

БАЛТИЙСКИЙ ФОРПОСТ

В конце 2006-го в прессе одно за другим проходили сообщения, что самый западный российский автосборочный завод – калининградский «Автотор» – находится на грани закрытия. Поэтому первым делом мы отправились туда.

«Автотор» вопреки слухам жив и сумел за год увеличить выпуск в три раза! Причем не только благодаря уже прижившимся маркам (КИА, БМВ, «Хаммер», «Кадиллак», вседорожники «Шевроле»; кстати, в день нашего посещения здесь собрали первый «Кадиллак-Эскелейд»); спасибо нужно сказать «народным» автомобилям. По 12 часов в день работали сборочные цеха линейки «Шевроле-DAT» («Лацетти», «Авео», «Реццо»), столько же – производство китайских автомобилей «Чери». Недавно «китайцы» заняли новую территорию на окраине Калининграда. В одном цехе собирают «амулеты», «тигго», новый седан под предполагаемым именем «Фора» (в Китае его индекс А5 – см. отчет о Пекинском автосалоне); другой предназначен для испытаний и окончательной доводки.

Но это далеко не все! Полным ходом возводят еще два новых цеха, реконструируют старый корпус, где раньше собирали вседорожник «КИА-Спортидж», монтируют окрасочный комплекс. Уже летом здесь начнут массовое производство (со сваркой, окраской, сборкой) двух, а может, и четырех моделей. Названия двух уже известны: это американо-корейская «Шевроле Лацетти» и китайский вседорожник «Чери-Тигго». В первый год работы планируется выпустить 20–30 тысяч штук каждой модели.

Суммарно в 2007 году «Автотор» выпустит около 120 тысяч автомобилей: рост еще в три раза! И параллельно, видимо, начнется строительство еще одного «китайского» завода, теперь уже на паритетных началах с компанией «Чери». Она всерьез намерена развернуть в Калининграде полноценное производство 100–120 тыс. автомобилей в год. Земля уже выделена, ведутся проектные работы.

ОКНО В ЕВРОПУ. И В АМЕРИКУ. И В ЯПОНИЮ…

Санкт-Петербург коллеги-журналисты поспешили переименовать из Северной Пальмиры в Северный Детройт. Кроме завода «Форд» в Ленинградской области, который уже четвертый год выпускает популярные «фокусы» (а очередь на них все не уменьшается), в самом городе на Неве прошлой осенью шли строительные работы сразу на нескольких площадках. Еще бы – на 2007–2008 годы запланирован пуск трех сборочных заводов! Уже в этом году с конвейера «Тойоты» в промзоне Шушары сойдет первая партия седанов «Кэмри». Корпуса готовы к монтажу оборудования, заканчиваются инженерные работы. Буквально через дорогу еще годом позже должен вырасти собственный завод компании «Дженерал моторс». Тут пока заканчивается этап проектировочных работ; активное строительство начнется этой весной.

А в другом конце города, в промышленной зоне Каменка, осенью уже начались земляные работы на площадке, где через полтора года откроют завод «Ниссан».

Оказывается, это еще не все! По некоторым сведениям, японский концерн «Мицубиси» тоже ищет в этих краях площадку для собственного завода! Так что Питер – и правда почти Детройт. Без всяких шуток.

ГРУППА «ЦЕНТР»

Теоретически все мировые производители хотели бы жить и работать поближе к основным рынкам сбыта, а самые богатые покупатели в России, как известно, сосредоточены в столице и окрестностях. Но здесь самые дорогие земля, рабочая сила, логистика… В результате из множества проектов в самой столице закрепился лишь один – сборочный завод «Автофрамос» французской компании «Рено». Первоначально он создавался как СП с московским правительством, причем вкладом города стала земля, некоторые корпуса бывшего завода «Москвич» и ряд местных льгот.

Остальные претенденты решили обосноваться за пределами не только МКАД, но и Московской области. Главная новость ушедшего года – начало строительства завода «Фольксваген» под Калугой. Всю осень в поле близ села Грабцево шли масштабные земляные работы, параллельно с этим разрабатывался проект будущего завода и городка, где будут жить работники автозавода VW и других предприятий по выпуску комплектующих.

БРОСОК НА ЮГ

Здесь, в жарком Таганроге, вот уже девятый год работает крупнейший автосборочный завод – ТагАЗ. Правда, зарубежный партнер – корейская компания «Хёндай» – ежегодно срывает поставки машинокомплектов, из-за чего здесь никак не могут достичь намеченных 100 тысяч автомобилей в год. В 2007-м в Таганроге обещают освоить еще одну модель. Может, тогда удастся преодолеть заветную черту?

Есть на юге России еще один завод – в Черкесске. Здесь в течение 2005–2006 гг. небольшими партиями пытались собирать самые разные китайские вседорожники. К сожалению, о перспективах этого производства ничего не известно. Зато стала ясна политика Минпромэнерго (нигде, правда, официально не объявленная) – инвестиционные соглашения китайских фирм с небольшими российскими заводами это министерство, мягко говоря, не приветствует. Из-за этого закрыт проект по сборке вседорожников «Чери» в Новосибирске, пикапов «Адмирал» в Бийске; возможно, та же судьба ждет и северокавказский проект.

ВНИЗ ПО ВОЛГЕ

Поволжье в нашей стране – исторический центр автомобилестроения: здесь работали четыре из пяти автомобильных «легковых» заводов. Увы, сегодня они уже не в состоянии удовлетворить растущий спрос, поэтому активно создаются новые сборочные производства.

На Горьковском заводе уже монтируют оборудование из Детройта – в 2008 году начнут собирать «Крайслер Себринг». Впрочем, у нас он будет называться иначе, но имя пока держат в строжайшей тайне. А соседний цех отведен под легкие коммерческие грузовики «Максус».

[caption id="attachment_195094" align="aligncenter" width="150" caption="1.Калининград (БМВ, КИА, «Шевроле», «Хаммер», «Кадиллак», «Чери»);

2.Всеволожск («Форд»); 3.Санкт-Петербург («Тойота», «Ниссан», «Джи-Эм»); 4.Москва («Рено»); 5.Калуга(«Фольксваген»); 6.Таганрог («Хёндай»); 7.Нижний Новгород («Крайслер»); 8.Ижевск (КИА)"]

[/caption]В Ижевске еще в 2005-м отказались от производства собственной модели и сделали ставку на лицензионную сборку КИА. В этом году «Иж-Авто» должен выйти на плановый объем выпуска сборки «Спектры»; параллельно идет наладка линии, где будут собирать «Рио». В планах – запуск корейского вседорожника.

Компания «Северсталь-Авто» в 2004–2005 гг. подписала соглашения о производстве машин в России с двумя зарубежными фирмами – корейской «Саньён» и итальянской ФИАТ. Основной площадкой выбрали бывший Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) КамАЗа. С конца 2005 года здесь собирают вседорожники «Рекстон»; в ноябре 2006-го добавилась модель «Кайрон». Впрочем, основную ставку «Северсталь» делает на сотрудничество с ФИАТом. С конца 2006 года на ЗМА выпускают седан «Албеа», созданный специально для развивающихся стран; уже прошли ходовые испытания первой пробной партии автомобилей (подробнее об этом проекте мы расскажем в следующем номере). В 2007-м модельный ряд ФИАТов российской сборки будет дополнен еще двумя автомобилями – седаном «Линеа» и фургоном «Добло».

Еще одним совместным проектом «Северсталь-Авто» и ФИАТ станет выпуск в России коммерческого автомобиля «Дукато» в нескольких модификациях; он намечен на конец 2007 года. Завод будет расположен на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» (город Елабуга, Татарстан). Проектная мощность – 75 тыс. автомобилей в год.

Здесь же, на территории бывшего ЕлАЗа, собирается разместить производство китайская компания «Грейт Уолл» (см. материал в этом номере).

ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ!

Видимо, уже с 1 января 2008 года Россия станет официальным членом ВТО, поэтому изменятся условия, по которым страна будет подписывать инвестиционные соглашения с иностранными автопроизводителями. Вот и спешат те, кто рассчитывает на льготы, договориться с государством об организации сборки в РФ.

По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, сейчас в стадии проработки с инвесторами еще семь соглашений по «промсборке»; они должны быть подписаны до 1 июля. Вероятно, среди них – соглашение с французским концерном PSA о сборке в России с 2009 года 20–25 тыс. автомобилей «Пежо» и «Ситроен» в год. «Мицубиси»? Может быть.

Известно еще о достаточно крупном проекте фирмы «Инком-Авто» по сборке уже с этого года на заводе АМУР («Автомобили и моторы Урала», в Новоуральске Свердловской области) китайских автомобилей «Джили» (легковые машины) и «Чжонсин» (вседорожники). Через три года здесь рассчитывают собирать по 30 тыс. шт. каждой марки. Имена других «счастливчиков» пока неизвестны: не исключено, что одним из последних в уходящий вагон запрыгнет АВТОВАЗ; для крупнейшего нашего производителя выпуск лицензионных моделей – лучший способ выживания на изменившемся рынке.

В любом случае, по подсчетам ЗР, уже в 2010 году в России будут выпускать более 1 млн. автомобилей иностранных марок. В этом абсолютно уверен и заместитель министра промышленности и энергетики России Андрей Реус. По его прогнозам, с учетом отечественных производителей к 2010 году в России будут собирать около 1,9 млн. легковых машин. А значит, у наших автолюбителей появятся хорошие возможности для выбора.

По нашим расчетам, в 2010 году в России будет собрано 1,1–1,2 млн. иномарок.

Подпишитесь на «За рулем» в