Несгораемые свечи

Несгораемые свечи

Если ввернуть в форсированный до предела мотор болида формулы 1 обычные свечи, финиша он не достигнет. Да и вообще – вряд ли сможет разогнаться так, как подобает в этих гонках. Свечи сгорят. Представьте себе условия в камере сгорания двигателя, с 2,4 л рабочего объема которого снимают 740 л.с. при оборотах около 19 000 в минуту! Следующие непрерывным потоком искры моментально «сожрут» центральный электрод, а боковой просто расплавится.

Поэтому свечи для таких моторов эксклюзивные. С серийными их роднит разве что назначение и внешний вид. Вот, например, свечи для 10-цилиндровых двигателей, которые еще недавно устанавливали на формульных болидах. В них центральный электрод утоплен заподлицо с изолятором (выполненным, кстати, из другого, специального материала), а боковой отсутствует вовсе. По принципу: чего нет, то не расплавится. (Понятно, что для надежного пробоя такого искрового промежутка, да еще при повышенном давлении в цилиндре, требуется и особо мощная система зажигания.)

Вы спросите, а нам-то что до этого? Оказывается, наступило время высоким свечным технологиям спуститься к рядовому (ну или почти рядовому) потребителю. Фирма «Денсо» (Denso), которая как раз и делает свечи для формулы, выпустила серию Iridium Racing. Она предназначена тем, кто в неуемном стремлении к тюнингу добрался до мотора и существенно форсировал его – поменял, скажем, распредвал, повысил степень сжатия и т.п.

В этих свечах, помимо уже знакомого читателям ЗР тонкого (0,4 мм) иридиевого центрального электрода, применен ряд других гоночных ноу-хау. Посмотрите хотя бы на боковой электрод: он совсем тоненький (0,8 мм), почти не заслоняет разряд от горючей смеси, а потому сделан не из никеля, а из платины. Изолятор тоже необычный и по форме, и по материалу, прочность которого увеличена на 20%. Посмотрев на него внимательно, увидите кольцевую выемку вокруг центрального электрода: в случае загрязнения отложениями здесь появится разряд и выжжет углерод, восстановив изоляцию. Кроме того, изолятор покрыт высокотемпературной силиконовой смазкой – она дополнительно препятствует прилипанию нагара и отложений. Имеет значение даже скос на торце резьбовой части: он устраняет опасность калильного зажигания при перегреве.

Подпишитесь на «За рулем» в