«Не знаешь – научим…»

«Не знаешь – научим…»

Один из лучших ответов на задачу 46 «Все ли ясно?» поступил к нам от Дмитрия Морозова из Москвы. Он получит от редакции премию 6000 руб., а от ОАО «Концерн «Моринформсистема-АГАТ» электрический шинный компрессор с дополнительной оснасткой.

Задача № 46 для многих оказалась нехитрой. С подобной ситуацией люди сталкивались не раз – одни учились на собственных ошибках, другие за преподанный урок благодарят сервис. Впрочем, об этом – позже, а пока подытожим лучшие ответы, объясняющие ситуацию. Но сначала немного теории.

Если колесо, идеальное по геометрии и балансировке, катится по гладкому покрытию, то для существенных вибраций нет причин. Но реальное колесо отличается неизбежными технологическими отклонениями – например, радиальными и осевыми биениями ступицы, обода, шины. Чрезмерные биения (по шине – свыше 1 мм) оборачиваются колебаниями колеса. Вспомним условия задачи: заметив тряску руля, водитель обнаружил ее источник – очень большое, около 3 мм, радиальное биение шины. Такое нарушение формы возможно по разным причинам. Например, если даже очень круглое колесо сместить от оси вращения на 1,5 мм, оно будет катиться как овальное – с радиальным биением по протектору 3 мм.

Предостережем от встречающейся в письмах ошибки: не путайте биения с вибрациями. Первые говорят о геометрии колеса, вторые – о физике его поведения.

Поставим рядом с протектором устойчивый кирпич, вывесим колесо и будем медленно вращать. Видите, зазоры меняются? Это и есть биение. Радиальное ли, осевое ли – смотрите! Бывает по-всякому. После удара обычно есть и то, и другое. Отбалансировать (уравновесить статически и динамически) можно и кривое колесо – вывешенное будет вращаться без вибраций, однако ровно катиться по дороге не может. В зависимости от деформации оно может трясти и подвеску, и руль. В то же время колесо отличной формы, если не отбалансировано, тоже трясет. Какой из двух факторов «главнее», дело конкретного случая.

Представим, что «жигулевское» колесо – например, массой 13 кг – смещено от оси вращения на 1,5 мм. Это равносильно дисбалансу 118 г на радиусе посадочной поверхности обода. Немало! Уже при скорости 80 км/ч инерционная сила составит примерно 11 кгс – трясти руль будет крепко. Эффект от «некруглости» сложней, так как надо учесть кинематику подвески. Ну а зачем, собственно? Вопрос был иной: чем было вызвано такое биение?

Как водится, некоторые «попались» на байку о перестановке колеса на 180 градусов. Логика железная: дескать, «в век халтуры» могли изготовить подшипник… с 1,5-миллиметровой ошибкой! И это еще не все. Если после поворота колеса относительно ступицы биение пропало – выходит, что погрешность в полтора миллиметра была еще и у ступицы или колеса?! Это на каком же оборудовании их делали? Халтура – несколько лишних соток, но не миллиметры! Кстати, а как клиент ездил до смены подшипников?

На деле все было по-другому. В большинстве писем, в том числе победителя этого тура, речь идет о неправильном монтаже колеса. Надели на ступицу, наживили болты, опустили машину на землю – потом, мол, затянем! Но колесо – пока позволяют зазоры и гибкость болтов – сдвинется по ступице вверх. Если теперь их затянуть, конические головки войдут в гнезда с перекосом: хотя усилие болтов несколько тонн, трение между диском и ступицей тоже огромное – и колесо не отцентрируется. Чтобы встало правильно, надо его вывесить, болты распустить, а затем максимально затянуть в этом положении. И лишь окончательно их дотянуть на земле.

А переставлять колесо, как это делал уважаемый многими Б.Ездаков, в нашем случае не было необходимости. Почтенный автор говорил о небольшом остаточном дисбалансе колеса после правильного (!) монтажа. В задаче же – все наоборот.

Поздравляем Дмитрия Морозова с заслуженной наградой!

ЗАДАЧА СОРОК ДЕВЯТАЯ

Мы с приятелем...

...Часто путешествуем семьями. У нас обоих полуторалитровые «семерки». Моя – инжекторная, у Васи – карбюраторная. Работаем в сервисе, так что обе машинки – как часики! И вот для вас тема задачи: едем по одному маршруту, след в след, но у моей машины средний расход, как правило, несколько больше, чем у Васиной. Все параметры впрыска в норме, нагрузка машин практически одинаковая, шины одной модели, за давлением следим. По внешним признакам у меня все в порядке – тяговитость и скорость машины, состояние свечей, подвески и т.д. Кто объяснит эту ситуацию?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 10 февраля 2007 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (495) 207-79-84. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный для вас способ быстрой связи.

Подпишитесь на «За рулем» в