Школьный маршрут

Школьный маршрут

Сегодня в России 62 тыс. школ, две трети из них сельские – как правило, небольшие, скудно оснащенные и дающие лишь начальное образование.

Средние школы расположены в более крупных поселках; старшеклассникам часто приходится добираться до них несколько километров. Помочь им могут школьные автобусы, которых в России требуется 10,5 тыс. штук. Несколько вариантов для различных условий эксплуатации разработала нижегородская компания «Самотлор-НН».

Учитывая, что в сельской местности средняя загрузка школьного автобуса 10–12 человек, наиболее подходящей базой для него является «Газель».

На стандартный микроавтобус ГАЗ-32214 устанавливают высокую пластиковую крышу с люком – аварийным выходом, по бортам и сзади сплошным поясом вклеивают панорамное остекление «Донагласс», в салоне монтируют панели отделки и семь парных детских сидений. А кроме того, поручни, полки для портфелей, фильтровентиляционную установку, дополнительные обогреватели, сигнальные кнопки в салоне, светосигнальную «люстру» на крыше. Таким образом, в салоне размещается 14 детей, а его внутренняя высота 1800 мм позволяет стоять в полный рост. Два «взрослых» места впереди – для водителя и сопровождающего. Такой автобус с мотором ЗМЗ-405 стоит 450 тыс. руб. в заднеприводной модификации и 480 тыс. руб. – в полноприводной.

Очень похож на эту «Газель», но более вместителен автобус СемАР-3234.

Его строит Семеновский автобусный завод компании «Самотлор-НН» на шасси ГАЗ-3302. Оригинальный кузов лишь на десяток сантиметров длиннее, но позволяет установить по левому борту еще пару сидений и получить 16 мест для детей. Правда, комфортабельные сиденья с регулировками более уместны в туристическом лайнере – неугомонные детишки их быстро «приговорят». Цены на этот автобус такие же, как на описанную выше модель, – 450 и 480 тыс. руб. за задне- и, соответственно, полноприводную (именно она изображена на фото) модификации.

Еще более вместителен, но почти вдвое дороже «школьник» на базе «Форда-Транзит Джамбо 430EL». При длине 6374 мм в нем помещается 20 раздельных детских кресел, таких же, как на СемАРе. Переднее пассажирское сиденье поворотное, под дверью – длинная подножка. С 2,4-литровым турбодизелем «Форд-FXFA» (Евро IV) этот автомобиль стоит 870 тыс. руб. Периодичность обслуживания составляет 25 тыс. км при фиксированной стоимости 79 евро.

Двенадцатиметровый низкопольник на базе МАЗ-103 предназначен для пригородов с хорошими дорогами.

Слева в корме – семилитровый турбодизель «Дойц-BF6M 1013EC» (также ставят моторы ММЗ Д260.5 или «Мерседес-Бенц ОМ906LA»), удовлетворяющий Евро III, и автоматическая коробка передач «Фойт Дива-D851.3E». Карданный вал также смещен влево под подиумы сидений и идет к портальному мосту с бортовыми редукторами – пол в задней части лишь чуть выше, чем впереди, а высота порога над уровнем дороги составляет 335 мм. По левой стороне салона небольшие детские кресла установлены по три в ряд; справа попарно могут быть как детские, так и полноразмерные взрослые сиденья. Таким образом, в зависимости от планировки здесь помещается 46 детских кресел плюс три для сопровождающих взрослых или 34 и 15, соответственно.

Как видно, выбирать уже есть из чего, хотя это еще не идеал.

Ведь ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей» предъявляет к ним достаточно специфические требования – от удвоенной частоты обслуживания до оснащения специальными креслами и устройствами ограничения скорости. А еще, например, все пассажиры должны сидеть только по ходу движения, подножка – располагаться не выше 250 мм от асфальта, а в корме требуют предусмотреть площадку от 1 до 3 м2 (в зависимости от размеров автобуса) для инвалидных колясок. Эволюция «школьников» пока не закончилась, будем ждать продолжения.

Подпишитесь на «За рулем» в