Стоячего не бьют!

Стоячего не бьют!

ГЛАЗА НА ЗАТЫЛКЕ

На тесте пара демократичных «парковщиков» (по распространенной терминологии – парктроников) – 1500 рублей за «Вулкан-BS622» с двумя сенсорами, произведенный в Объединенных Арабских Эмиратах, и 2800 рублей за корейский «Паркмастер 4-B-06», у которого датчиков вдвое больше. Более дорогие устройства (цена некоторых доходит до 10 тыс. рублей) отличаются исполнением, но на точность работы, которая нас в первую очередь интересует, дизайнерские изыски не влияют.

Еще недавно в магазинах часто встречались парковочные системы с накладными датчиками. Вероятно, для тех, кому жалко или просто неохота сверлить бампер. Было бы интересно проверить, не отклеятся ли они после первой же мойки. Но… В одной из фирм-продавцов заявили, что такие системы сняли с производства, да и с прилавков они исчезли. Поэтому у нас более распространенные варианты с врезными «глазами» диаметром 20 мм.

Устанавливали приборы по рекомендациям производителей. Правда, инструкции на русском для «Вулкана» не было, но в картинках и схемах без труда разберется человек, и не владеющий английским. На каждую машину потратили чуть больше двух часов – никаких специальных навыков не потребовалось. В комплект входит специальная фреза, чтобы просверлить отверстия под датчики. Можно доверить работу профессионалам, но придется отдать до 70–80% стоимости комплекта.

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ!

Пожалуй, самая распространенная ситуация – заезд задним ходом в ряд припаркованных машин. С этой задачей оба претендента, и двух-, и четырехсенсорный, справились безукоризненно – незамедлительно и четко предупредили о препятствии, причем как при подъезде к соседней машине по прямой, так и под углом. Единственное различие в том, что «Паркмастер» увидел объект чуточку раньше конкурента. Начало хорошее – придумаем задачку посложнее.

Например, стандартный 25-сантиметровый бордюр – враг низко висящих бамперов и выпускных систем. «Четырехглазая» система засекла опасный объект издалека и держала до последнего, потеряв из виду лишь на расстоянии 0,2 м. Другой, менее глазастый помощник «ослеп» почти за метр (!) до контакта. Придется полагаться на собственный опыт, а для уверенности лучше пару раз выйти из машины. За что деньги плачены?

Вместо парковочных столбиков, что со страшной скоростью распространяются по Москве и другим мегаполисам, мы использовали полуметровые пластиковые конусы. Смоделировали две ситуации. В первой один конус поставили на оси автомобиля, во второй – пару расположили на линии задних фонарей. «Паркмастер» отработал в обоих случаях стабильно и вполне удовлетворительно. А вот «Вулкан»… Его «извержение» одинокий конус вовсе не зацепило. Когда же поставили второй, он единожды пискнул на расстоянии около полуметра и снова угас! Будь на месте мягкого конуса крепко вкопанный парковочный столбик, уже бы записывались в малярный цех.

После таких результатов мы не без внутреннего содрогания приступили к самому ответственному этапу – стали наезжать (в прямом смысле!) друг на друга… Если опустить эмоции, вывод очевиден: на парктроник с двумя датчиками полагаться нельзя! Радар заметил человека только с расстояния 0,3 м, когда тот уже упирался руками в багажник накатывающейся машины. А если бы на его месте стоял ребенок? «Паркмастер» же предупредил водителя, когда до живой преграды осталось около 1,5 м, и вел объект практически до касания. Мастерская работа!

Уже рядом с редакцией на глаза попался еще один объект, мимо которого пройти грешно, – металлический шлагбаум, перекрывающий въезд во двор. Кстати, такие ситуации встречаются часто, только вместо жесткой штанги путь перекрывают не менее опасные для бампера цепочки или тросы. Мы задали радарам сложную задачку – поймать узкую 60-миллиметровую планку, да еще и при подъезде к ней под острым углом. Результат лишь подтвердил предыдущие. Двухсенсорный «парковщик» проигнорировал преграду, не издав ни единого звука. «Четырехглазый» тоже долго молчал, но с дистанции 0,4 м начал так яростно сигналить, что пришлось резко ударить по тормозам.

Мы предполагали, что нехватка «глаз» скажется на работе парковочных систем, но, признаться, ожидали меньшей разницы. Возможно, в некоторых случаях результаты двухсенсорного «Вулкана» оказались более достойными, разведи мы датчики ближе к углам бампера. Кстати, многие установщики так и делают. Но, во-первых, законом для нас служила инструкция, а во-вторых, расширив кругозор по бокам, мы увеличим слепую зону по центру...

ГЛАЗА И УШИ

Большинство парковочных систем комплектуют двумя–четырьмя ультразвуковыми датчиками, которые монтируют в задний бампер. В комплект более дорогих «парковщиков» входят два или четыре дополнительных сенсора, сканирующих пространство впереди автомобиля. Каждый датчик имеет угол обзора до 80° по горизонтали и до 70° по вертикали. Диаметр – от 18,5 до 21 мм, работают они в диапазоне от -40° до +60°С. Характеристики большинства парковочных систем похожи: рабочее напряжение – 10–15 В, потребляемая мощность – около 4 Вт, громкость динамика – 80 дБ (отдельные экземпляры кричат аж на 115 дБ). Дистанция обнаружения препятствий – от 0,1 до 1,5 м.

Основные отличия – в индикаторах перед глазами водителя. Чаще всего предлагают с креплением на панели приборов или на верхнюю часть заднего стекла. «Паркмастер 4-CJ-64» выводит показания на зеркало, устанавливаемое поверх штатного, с встроенными цветными шкалами и цифрами, отображающими расстояние до препятствия. В системе «СтилМэйт-PTS400T» индикаторы получают информацию от блока управления не по проводам, а по радиоканалу, что существенно облегчает монтаж, а устройство HUD-21 проецирует показания датчиков парковки прямо на лобовое стекло.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Любая парковочная система – лишь помощница. Какой бы совершенной она ни была, все равно маневрировать придется, полагаясь в первую очередь на себя. Результаты замеров, приведенные в таблице, красноречиво говорят о слабых сторонах «парковщиков» с двумя датчиками. Даже для небольших машинок лучше выбирать системы с тремя или четырьмя сенсорами. Лишняя тысяча-полторы рублей с лихвой окупятся, случись, не дай бог, даже мелкое повреждение. А тем, кто уже поставил устройство с двумя радарами, советуем еще раз просмотреть типичные ситуации, а при маневрах задним ходом держать не только ухо востро, но и глаза широко раскрытыми.

Подпишитесь на «За рулем» в