Отвечают специалисты ваза, газа

ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАЗА, ГАЗА

На ВАЗе:

Металлические окантовки его-рьевских прокладок головки цилиндров чем-то покрыты – этот слой можно соскоблить ногтем. Нужно ли его удалять перед сборкой двигателя?

Некоторые изготовители прокладок покрывают их специальным составом, снижающим риск прилипания подложки прокладки к поверхностям блока и головки. Наносить этот состав на окантовки нет необходимости, но технологически проще покрыть составом всю поверхность прокладки. Этот состав не ухудшает качество уплотнения – перед сборкой двигателя удалять его с окантовок прокладки не нужно.

Согласно известным требованиям, в помпе «Жигулей» между крыльчаткой и блоком цилиндров должен быть зазор 0,9–1,3 мм. А как это выглядит в двигателе 2111?

Указанный в руководствах по ремонту автомобилей семейства 2101 зазор между крыльчаткой и блоком цилиндров от 0,9 до 1,3 мм рассчитан по вероятностному методу. По методу «минимум-максимум» этот зазор может составлять от 0,6 до 1,8 мм.

На двигателях семейства 2108, куда входят и двигатели 2111, 21114, 2112, 21124, зазор между крыльчаткой водяного насоса и блоком цилиндров по методу «минимум-максимум» должен быть в пределах от 0,62 до 1,71 мм, по вероятностному методу – примерно от 0,9 до 1,2 мм.

При регулировке зазоров клапанов ГРМ довольно сложно выдержать температуру +20°С, особенно летом. Допустим, ниже сорока не получается. Как тогда быть с мотором 2111? Для «классики» когда-то были рекомендации – публиковались диаграммы...

Первые редакции руководств по ремонту для семейства 2101 действительно допускали регулировку зазоров на горячем двигателе. Однако на практике при таких регулировках оказался велик процент опасных ошибок. Так, если клапан «зажат», то есть неплотно закрывается, отвод тепла от него к седлу ухудшается – тарелка перегревается и разрушается. Вот почему от регулировки на горячем двигателе благоразумно отказались.

В современных руководствах по ремонту ВАЗ допускает регулировку зазоров только на холодном двигателе (указана температура +18… +20°С). Тем не менее в интервале от +15 до +25°С можно регулировать зазоры, ориентируясь на рекомендованные величины без какой-либо коррекции.

Зазор при +40°С будет примерно на 0,020 мм больше зазора при +20°С. При регулировке зазоров 8-клапанного двигателя (0,200±0,050 мм для впускных и 0,350±0,050 мм для выпускных клапанов) величина 0,020 мм оказывается довольно значимой. Контролируя температуру головки блока, можно повысить точность регулировки. При температуре от +20 до +40°С зазоры должны попасть в верхнее поле допуска, а при температуре от +10 до +20°С – в нижнее.

Существуют ли поршни для двигателя 2108 (1,3 л), снижающие риск встречи с клапанами? Возможно, есть иные рекомендации специалистов?

На ВАЗе трижды пытались внедрить для двигателя 2108 поршни с лунками на полный ход клапана. И всякий раз испытания подтверждали ухудшение экономичности на частичных нагрузках, а главное, повышение токсичности отработавших газов. Поэтому такое решение не было одобрено и мы не вправе его рекомендовать.

Чтобы снизить риск встречи поршней с клапанами, следите за натяжением зубчатого ремня, соблюдайте периодичность его замены, проверяйте состояние натяжного ролика и подшипника.

На двигателе «Шевроле-Нивы» не нашел пламегасителя в системе вентиляции картера. Он не нужен или...?

Пламегаситель устанавливали в шланг основного контура вентиляции картера карбюраторных двигателей 2101...2106. Он должен был исключить попадание пламени в масляный картер при нештатных вспышках топливовоздушной смеси в объеме от камеры сгорания до карбюратора. Конструкция двигателя ВАЗ-2123 с ЭСУД такова, что здесь нет большого объема готовой к вспышке топливовоздушной смеси, потому пламегаситель не требуется.

НА ГАЗе:

Допускается ли установка на «Волгу» колесных дисков «Нивы» с посадочным диаметром 15 дюймов?

Нет, этого делать нельзя. Автомобиль «Волга» сертифицирован со своими колесами, отвечающими реальным техническим условиям эксплуатации. В частности, расчетная вертикальная нагрузка на колесо достигает 700 кгс, что значительно превышает показатель для «Нивы». Увеличены и другие нагрузки на колеса. Различна и геометрия колес – здесь особенно важна величина вылета, от которой зависят ширина колеи автомобиля, его поведение на дороге, нагрузка на подшипники.

Можно ли увеличить дорожный просвет «Волги», поставив вместо шин 195/65R15 шины 205/70R15? Каков будет эффект?

Такая замена недопустима. Из-за увеличения радиуса качения шин на 32 мм (308 мм у шины 195/65R15, 340 мм у шины 205/70R15) последние могут задевать арки колес и детали подвески при поворотах и движении по неровным дорогам. Кроме того, спидометр будет искажать показания скорости (занижать против реальной), а это недопустимо по Правилам № 39 ЕЭК ООН.

Такое увеличение радиуса качения шин может отрицательно сказаться также на устойчивости, управляемости автомобиля и снизит его динамические качества более чем на 10%.

На ГАЗ-3110 намереваюсь смазать муфту выжимного подшипника. Но как выполнить эту операцию?

Смазка этой муфты производится перед ее установкой – этого достаточно на весь срок службы до следующей замены сцепления, ведомого диска или выжимного подшипника. При этих работах демонтированную муфту рекомендуется вновь смазать. При обычной эксплуатации автомобиля пополнять смазку в муфте нет необходимости.

Подпишитесь на «За рулем» в