Игрушка?..

Игрушка?..

…Гаражи на окраине Москвы. Обозреватель журнала «Мото» Антон Власов напутствует меня, перед тем как я сяду за руль скутера:

— Газ выкручивай аккуратно, тормозить старайся тоже плавно.

— Понял, понял.

— Это хоть и маломощная, но техника!..

Первый блин, как и положено, вышел комом: разворачиваясь, я слегка протаранил ворота соседнего гаража. Антон морщится, я пытаюсь реабилитироваться. Вторая попытка выходит уже лучше.

— Ты точно уверен, что хочешь поехать на скутере?

— Да!!!

Я проехал всего один круг далеко не по самым оживленным улицам столицы, но ощущений — масса! На светофоре затонированная «шестерка» гудела мне, не переставая, пока не зажегся зеленый сигнал; потом я полной грудью вдохнул «нулевой» выхлоп панелевоза… Попытка объехать припаркованные автомобили могла обойтись дорого — какой-то сумасшедший чуть не припечатал меня к бамперу «Волги». Еще меня обогнал троллейбус. А потом пошел дождь. «Игрушка это, баловство», — решил я, слезая со скутера.

КУПИ — И КАТАЙСЯ!..

Таких игрушек в нашей стране год от года становится все больше и больше. Если объем двигателя не более 50 смз, транспортное средство не надо ставить на учет, не надо сдавать на права, не надо еще много чего. Всех дел — купи и катайся…

С наступлением теплых денечков, когда в большом городе путь от дома до работы и обратно на автомобиле превращается в пытку, я поневоле начинаю завидовать мотоциклистам. А что, ка-а-ак дал газу — по краешку, между машинами, и никакие пробки не страшны! Правда, существует опасность: а вдруг найдется автомобилист, который захочет развернуться или хотя бы резко перестроиться из ряда в ряд? Вроде бы, если ориентироваться по зеркалам — мотоцикл очень далеко. С другой стороны, мощность у некоторых аппаратов такая, что через несколько секунд этот болид уже поравняется с вами, а вы его не увидите. Но, повторюсь, такие «аппараты» если даже не видно, зато слышно издалека, а вот относительно тихие скутеры… Да, их хоть и зовут в народе «визжалками», но попробуйте уловить такой треск (или визг), когда в машине играет радио, а вы разговариваете с пассажиром...

Но и это не самое главное! «Взрослые» участники дорожного движения — и автомобилисты, и мотоциклисты, ЗНАЮТ правила (пусть некоторые и в общих чертах). Владельцы «малокубатурной» техники, молодые люди 14–16 лет, о существовании ПДД подчас и не догадываются! Тем не менее они выезжают на дороги, абсолютно не интересуясь общепринятыми правилами игры. Один такой как-то «смахнул» левое зеркало с моей машины. И — в кусты, в прямом смысле этого слова.

ВДОЛЬ ЗАКОНА

Мы наметили небольшой контрольный маршрут: пара улиц, круг, парковка перед супермаркетом и переулком обратно на старт. Антон должен пройти этот участок на скутере, я — на автомобиле. Я попросил сначала Антона ехать так, как передвигаются все среднестатистические скутеристы (да простят меня те из них, кто ездит по правилам!). Второй заезд он ехал, соблюдая ПДД. Круг, который я прошел за 12 минут, Антон в первом случае пролетел за пять! Второй раунд прошел тоже с перевесом «мототехники», но уже с меньшим отрывом: 8 минут против 11.

— И все-таки я не гонял сейчас так, как зачастую гоняет молодежь, — сделал заключение Антон.

— А как она гоняет?

— О-о-о… Особенно после пары банок пива или коктейля…

Я промолчал.

НЕВИДИМЫЕ ЖЕРТВЫ

К сожалению, никакой статистики в масштабах страны по ДТП с участием мотоциклов и скутеров нет. Но это не значит, что проблемы нет вовсе! Даже если судить по обрывочной информации, число аварий с участием двухколесных машин растет. Так, в Архангельской области, крае отнюдь не самом жарком и солнечном, за прошедший год было зафиксировано 42 дорожно-транспортных происшествия с участием скутеров, велосипедов и мопедов, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 году. В культурном Санкт-Петербурге в 2004 году было 79 ДТП (7 человек погибли, из них 2 ребенка; ранены 85). В 2005 году цифра удвоилась — 160 ДТП с участием скутеров (погибли 8, из них 1 ребенок; ранены 179 человек).

Это — только официально зафиксированные случаи; в реальной жизни малолетние участники аварий часто уходят домой, вытирая кровь с разбитых носов и утаскивая покалеченные «игрушки». Не успевает зажить одна ранка, как юный наездник снова в седле. Потому что скутер — агрегат потрясающе заводной! Что там дети — взрослые теряют контроль над ситуацией, садясь на эту табуретку с мотором! Известный французский актер Жерар Депардье пару лет назад гонял по Парижу на скутере, не справился с управлением и сломал ногу…

БЕЗ ПРАВА… НА ПРАВА

Для управления транспортными средствами с объемом двигателя до 50 смз водительское удостоверение пока не требуется, и это главная причина роста ДТП, считают в ГИБДД. Причем речь идет не только о правомочности использования скутеров, но и о защите от банальных угонов, ведь двухколесные машины к тому же нигде не числятся.

В конце апреля заместитель министра внутренних дел России Александр Чекалин заявил, что владельцы скутеров, которые ездят по дорогам общего пользования, должны иметь водительские права. «Это равноправные участники дорожного движения, которые должны подчиняться общим законам дороги и иметь общие со всеми водительские документы», — заявил генерал. Однако если это и произойдет, то не раньше чем через два-три года, когда начнется замена водительских удостоверений, о которой столько уже говорили. Вполне возможно, что ГИБДД надумает ввести специальные права для управления скутерами с двигателем объемом до 50 смз (категория А1). А пока — вот приватное мнение рядового инспектора ДПС, которое мы узнали по ходу нашего рейда: «Делать мне нечего, что ли, как за скутерами гоняться? И так есть чем заняться на дороге!»

И то правда, дел у инспекции по безопасности дорожного движения — невпроворот. Вот в том же апреле шумно отметили Неделю безопасности в рамках всемирной акции за безопасность дорожного движения. Провели несколько совещаний с привлечением телевидения… Собственно, на этом и все. О скутерах в шумихе как-то забыли. Да это разве транспортное средство? Игрушка...

Владельцы скутеров, молодые люди 14–16 лет, о существовании ПДД подчас и не догадываются! И тем не менее выезжают на дороги…

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Сергей Смирнов, заведующий отделом правовой информации ЗР 

В ПДД четко написано, что водитель скутера (мопеда) относится к участникам дорожного движения. Поэтому он обязан соблюдать требования Правил, а в случае нарушения — будет нести ответственность. Только вот сотрудники ГИБДД не утруждают себя подобного рода работой. Связано это со многими причинами. Во-первых, поймать такого нарушителя непросто, во-вторых, за рулем скутеров, как привило, несовершеннолетние водители. К административной же ответственности можно привлечь только лицо, достигшее 16 лет. Кроме того, скутеры не надо регистрировать, для управления таким транспортным средством не нужно водительское удостоверение. Вот и получается, что почти никаких мер воздействия на малолетних «гонщиков» у сотрудников ГИБДД нет.

Водителям скутеров необходимо знать, что помимо общих требований ПДД есть специальный раздел — глава 24 Правил. Согласно указанному разделу водителем скутера может быть лицо, достигшее 16 лет. При этом местным органам исполнительной власти предоставлено право уменьшить возрастной ценз на два года, а также устанавливать порядок сдачи экзаменов водителями скутеров и регистрации двухколесных транспортных средств. На скутере разрешается двигаться по крайней правой полосе либо по обочине при условии, что такое движение не помешает пешеходам. При наличии велосипедной дорожки ехать можно только по ней, если же она пересекает проезжую часть, то водитель скутера обязан уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по дороге. Запрещено поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями и на дорогах, где больше одной полосы для движения в каждом направлении.

К сожалению, как показывает практика, водители скутеров зачастую вообще не знакомы с Правилами дорожного движения, поэтому представляют опасность для остальных участников дорожного движения.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии