Базовый элемент

Базовый элемент

Несмотря на всю важность вопроса, изгибать, сжимать или скручивать кузов на техосмотре никто не станет — большую часть проверок контролер сделает, что называется, на глаз. Но нам с вами от этого не легче — готовиться предстоит достаточно серьезно.

ПО ОДЕЖКЕ

К внешнему облику транспортного средства стандарт довольно терпим. Согласитесь, требование не эксплуатировать автомобиль с вмятинами и разрушениями, нарушающими внешние очертания и узнаваемость (!) модели, трудно признать чрезмерными. А запрет на езду с бампером, у которого радиус кривизны выступающих наружу частей вследствие деформации стал менее 5 мм, на этом фоне выглядит сущим пустяком (исключение — бампер из неметаллических эластичных материалов).

Правда, существуют еще и неписаные правила, которые в автомобильном обществе рекомендуется соблюдать. Взять элементарные нормы гигиены. Неухоженная, грязная машина в техническом плане вроде бы неопасна, однако, похоже, владелец все же чувствует дискомфорт, компенсируя ущербность агрессивной, грубой ездой.

Столь же безвредна коррозия (даже сквозная) декоративных панелей кузова — крыльев, дверей, кромок багажника и капота… Но где гарантия, что нерадивый хозяин содержит в исправности все остальное, включая рулевое управление и тормоза? Встречают-то по одежке, предпочитая держаться на безопасном расстоянии. Избежать такой участи довольно легко — в любом магазине полно и косметики, и антикоров. А выкроить пару выходных на благое дело при желании — не проблема.

СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Но есть и вполне реальная опасность — нарушение прочности силового каркаса кузова. Причин три: усталость металла, коррозия и механические повреждения. Первая — следствие конструктивных просчетов либо неправильной эксплуатации. Дело в том, что в движении кузов постоянно упруго деформируется — проще говоря, «дышит». И когда количество циклов или величина приложенных сил (а чаще и то, и другое) превышают расчетные, кузов теряет начальную форму, а в деталях появляются трещины. Все это отлично известно владельцам классических «жигулей» — после раллийной езды по проселку у машины необратимо уходил сход-развал, а кронштейн тяги Панара (так называемый «домик») трескался и на гладком асфальте. В плане безопасности куда хуже последнее — трещины чреваты мгновенными разрушениями. Так что при любом удобном случае стоит тщательно осматривать кузов, тем более что обнаруженный разрыв можно устранить сваркой и усиливающими накладками.

Коррозия точит металл медленно, но верно. Если процесс зашел далеко, дело сводится к замене сгнивших деталей. Косметический ремонт с использованием пластилина и стеклоткани здесь бесполезен — против сопромата не попрешь! Не стоит впадать и в другую крайность, вваривая в истлевший порог трубу или кусок трамвайного рельса. Случись что — долю энергии, приходящуюся на такой элемент, поглощать придется собственным телом!

Механические (аварийные) повреждения несущих элементов ничего хорошего тоже не сулят. Стоит, скажем, слегка «уйти» хотя бы одному лонжерону, и автомобиль может навсегда потерять былую устойчивость. А уж о прочности деформированной детали и говорить нечего! Ведь недаром в некоторых благополучных странах такие машины не чинят, а свозят на свалку. Но какой же россиянин выбросит нужную в хозяйстве вещь! Благо металл — материал податливый, главное — найти подходящую точку опоры.

Увы, превращение утиля в конфетку дело неблагодарное. В любом современном авто непременно есть зона безопасности: деформируясь строго определенным образом, она поглощает большую часть энергии удара, отводя опасность от седоков. Так вот, для повторного использования помятые детали не годятся! Что уж говорить об экземплярах ручной работы, сваренных из останков менее удачливых собратьев. Ваятеля, как правило, не волнует функциональность — было б красиво! Любоваться результатом придется недолго, в лучшем случае — до первой аварии.

Стандарт в этой части тоже скуп, зато всеобъемлющ: не допускаются «коррозия либо трещины и разрушения стоек кузова, нарушающие их прочность», а также «грозящие разрушением грубые повреждения и трещины или разрушения лонжеронов и поперечин рамы, щек кронштейнов подвески». Отдельный запрет наложен на «ненадежное крепление амортизаторов вследствие сквозной коррозии мест или деталей крепления».

ПУЩЕ НЕВОЛИ

Стремление к совершенству — одна из движущих сил развития человечества. Популярный объект самовыражения частника — собственный автомобиль. Благо он всегда на виду. Не забыта и проблема повышения безопасности. Кое-кто берет на вооружение распространенную в среде насекомых мимикрию — уподобив свое транспортное средство технике одной из спецслужб, можно обезопасить себя от дорожных нахалов (кто ж захочет связываться с федералом!). Ну а заодно и повысить личную «пропускную способность». Дело нехитрое, но рискованное. В соответствии с п. 4.7.24 ГОСТ «Оборудование… специальными световыми и (или) звуковыми сигнальными приборами, нанесение специальной цветографической окраски… без соответствующего разрешения не допускается».

Иные не мыслят активной безопасности без массивного «кенгурятника». Нынче положен конец и такой человеконенавистнической практике. Теперь «оборудование АТС не предусмотренными изготовителем… дополнительными защитными устройствами перед передним бампером, не покрытыми эластичными материалами, не допускается».

Не знаю, кому в голову пришло оснастить неприспособленный автомобиль подушками безопасности, но, видимо, случаи были. Иначе откуда взялось в стандарте запрещение установки «надувных защитных систем, не предусмотренных эксплуатационной документацией»?

Когда про авто говорят «дом на колесах», имеют в виду не размер, а уют, комфорт и безопасность. Так вот, кузов — пол, стены и крыша этого дома. Берегите его!

При подготовке материала использованы: ГОСТ Р 51709–2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» (с изменениями от 28.03.2006 № 47-ст).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии